Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Коренных Л.И. В интересах ребенка


В интересах ребенка



Коренных Л.И., Барнаул

Алтайская региональная общественная организация Образовательно-практический Успех-Центр «Хрустальный шар»



В течение почти 10 лет в рамках технологической лаборатории нашего Центра мы занимались разработкой технологии успеха в разрешении актуальных проблем повседневной и деловой жизни. Апробирование технологии осуществлялось поэтапно с последующей коррекцией. В экспериментальной работе в общей сложности участвовало около 12 тысяч взрослых и около 3 тысяч учащихся.

Вся работа проводилась на базе общеобразовательных учреждений г. Барнаула, а также на базе комитетов социальной защиты, центра помощи семье и детям Ленинского района г. Барнаула. Самый большой объем работы был проведен на базе службы практической психологии Центра педагогической валеологии гимназии № 25 Октябрьского района г. Барнаула. В работе принимали участие работники образования, культуры, специалисты различных учреждений нашего города, в том числе административные работники.

Программа базового курса первоначально была рассчитана только на взрослых, поскольку в тот период развития в связи с начавшимся переходом к рыночной экономике именно взрослые оказались в сложном положении. Нагрянувшая безработица, массовые остановки предприятий на неопределенные сроки, угроза увольнения поставили на грань выживания многих. Существовавшая ранее социалистическая система предусматривала решение многих проблем, и россиянам требовалось соответствовать каким-либо определенным требованиям. Это было удобно. Теперь же требовалось эти проблемы решать самостоятельно. Многие оказались совершенно не готовы воспользоваться своей свободой, так неожиданной полученной.

У нас в это время уже работала Общественная приемная для педагогов и родителей гимназии №25. Пришлось расширить ее сферу деятельности в связи с большим количеством обращавшихся работников образования, которые по различным каналам узнавали о ее работе. Немалую роль в этом сыграли специалисты краевого комитета образования Алтайского края, принимавшие участие в работе семинаров, регулярно проводившихся на базе центра педагогической валеологии для обучающихся на факультете повышения квалификации Барнаульского государственного педагогического университета. Они просто стали направлять педагогов, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, в нашу Общественную приемную. Именно в этот период (1997 г.) мы вынуждены были дополнительно открыть Консультационный пункт содействия оптимальному разрешению трудных жизненных ситуаций. Вскоре поступила просьба об аналогичной работе на базе Стахановского комитета самоуправления Железнодорожного района г. Барнаула. Там тоже были открыты Общественная приемная и Консультационный пункт (1998 г.).

Работу в общественных приемных и консультационных пунктах осуществляла команда добровольцев, специально обученная простейшим методам оказания эффективной помощи в рамках проекта «Инструкторская школа». В состав команды были включены студенты психологических, педагогических и юридических специальностей, специалисты различных профессий. Каждый из них на собственном опыте уже в течение 2-3 лет предыдущей работы владел основами разработанной нами же технологии успеха в разрешении актуальных проблем повседневной и деловой жизни.

Проведенное несколько позже исследование (с помощью той же команды добровольцев), в ходе которого было обработано около 20 тысяч экспериментальных материалов (анкеты, тесты, вопросники), подтвердило актуальность отбора форм и методов оказания практической помощи населению в сложных жизненных ситуациях.

В связи с большим наплывом оказывающихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи мы начали систематическое проведение обучающих занятий по основам технологии успеха еще в 1993г. Так и продолжается до сих пор. Группы желающих заниматься в них формируются, по сути, стихийно, но регулярно с 1993г. Это говорит о том, что такого рода обучение и взрослых, и детей необходимо и целесообразно.

Приведем несколько фактов. В течение почти 4 лет мать-одиночка не могла найти способа остановить агрессивные действия соседей по отношению к своей несовершеннолетней дочери. Не помогало ни вмешательство органов милиции, ни решения суда. Двое взрослых людей, сами родители троих детей, терроризировали ребенка, которому в момент обращения в нашу Общественную приемную исполнилось только 10 лет. Другой случай - жесткие действия в отношении беременной женщины. Здесь причина была в том, что муж и жена захотели иметь ребенка, а предприятию это не понравилось. К моменту обращения женщины в нашу Общественную приемную судебный процесс по восстановлению ее на работу шел уже в течение 5 лет. Результатом было тяжелое состояние женщины и не менее тяжелое состояние ее ребенка, родившегося больным. Проведение консультативных и обучающих занятий с матерями, а затем с их детьми помогло в кратчайшие сроки завершить судебное разбирательство в пользу пострадавших и восстановить справедливость и нарушенные права. Правда, в последнем случае решение суда о возмещении нанесенного ущерба в результате увольнения беременной женщины до сих пор не выполнено ответчиком. Здесь уже требуется помощь и вмешательство Координационного совета Союза «Гражданское общество – детям России» и Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

Подростки, которые прошли обучение у нас по соответствующим программам, как показали результаты мониторинга, принимают на себя ответственность за качество своей жизни, серьезно подходят к вопросам подготовки к будущей взрослой жизни, становятся более самостоятельными, более умело действуют при возникновении сложных жизненных ситуаций. Как показал практический опыт, такого рода подготовка к жизни создает необходимые условия для достойной самореализации будущего гражданина и имеет смысл ее использовать более масштабно. Особенно если учесть ее малозатратность.

Мы обучаем взрослых и детей поиску эффективного выхода в трудных и кризисных ситуациях, которых в изобилии в современной России, и результаты мониторинга подтверждают эффективность разработанной нами технологии. Все эти годы мы работали и работаем на основе добровольческой деятельности, практически не имея никакого финансирования, хотя необходимость такого образовательного центра, как наш, и признана администрацией нашего города.

По своей сути, наш центр является кризисным, но он – образовательный. Он дает возможность каждому научиться избегать трудных и кризисных ситуаций, при необходимости самостоятельно справляться с ними, достойно реализовать себя в жизни. Чувствуя себя способным справиться с жизненными трудностями, человек становится уверенным в себе и в завтрашнем дне. Это, в свою очередь, позволит существенно снизить уровень алкоголизма, наркомании, правонарушений, бедности и улучшить качество жизни большого количества россиян. По этой причине в настоящее время мы решаем вопрос о расширении своей деятельности. Это предполагается сделать за счет:

· открытия негосударственного центра дополнительного образования по тиражированию положительных результатов технологии содействия эффективному разрешению актуальных жизненных ситуаций;

· создания системы дистанционного образования и онлайнового общения выпускников таких программ.

Это становится для нас возможным благодаря сотрудничеству с региональными структурами: Федерацией Интернет-Образования (на базе Алтайского государственного университета), центром IATP (программа «Обучение и доступ в Интернет» «Прожект Хармони» на базе Барнаульского государственного педагогического университета).

Настала пора поднимать вопрос об использовании системы дополнительного образования в качестве одного из важнейших средств социальной защиты детей как социально уязвимого слоя населения. Особенно актуально это для Сибири.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч