Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Козырева Н.А Работа организации по реализации проекта «Шаг к содружеству»


Работа организации по реализации проекта «Шаг к содружеству»


Козырева Н.А., Улан-Удэ

Региональная молодежная общественная организация «Акуна Матата»


В этом году РМОО «Акуна Матата» разработала и реализовала проект «Шаг к содружеству», который был направлен на различные формы взаимодействия родителей с детьми на базе лагеря труда и отдыха «Чайка». Это лагерь для подростков девиантного поведения. Спонсор проекта МОФ СЦПОИ и выполнялся он в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом Центра социально трудовой адаптации и профориентации «Эдельвейс».

На первом этапе проекта проводились подготовительные работы: создание оригинал-макетов методических сборников "Проблемы семейного воспитания", "Ключи к здоровью", буклет "Твои права", а также набор группы родителей для выезда в ЛТО "Чайка", чьи дети отдыхают на первом сезоне в лагере. С родителями проведена предварительная беседа о целях и задачах поездки. Так была набрана группа из 20 человек.

С 20 по 22 июня проведены основные мероприятия по проекту. Выезд родителей состоялся 20 июня в 17.00 на двух микроавтобусах. По приезду в лагерь родители стали устанавливать палаточный лагерь возле территории ЛТО "Чайка". Однако, погода изменила программу пребывания первого дня заезда. Налетел шторм и сильный ливень, палатки стало сносить ветром, тогда родителей эвакуировали в клуб, где они и разместились. Прекратилась подача электричества из-за аварии на линии. После ужина вместо мероприятия у костра все собрались в столовой, поставили стулья по кругу (всего 110 человек вместе с воспитателями), и при свете настольной керосиновой лампы («вечер при свечах») прошёл замечательный вечер "Песни поколений". В начале вечера каждый родитель представился, рассказал о себе, своей семье, своём хобби и мечтах, как это уже стало традицией в лагере на каждом сезоне, когда знакомятся между собой дети на тренингах знакомств. Затем все по очереди: то дети, то родители пели песни под гитару и баян. Этот вечер понравился и детям и взрослым, о нём вспоминали все на заключительной линейке.

На следующий день были организованы бригады родителей совместно с детьми, распределён фронт работ и 4 часа все дружно трудились: построили завалившуюся часть забора, занимались кладкой кирпича для душевых, очищали территорию лагеря после бури, убирали в столовой. После обеда у детей был сон-час, а родители в это время учились на 2-х часовом семинаре по психолого - педагогическим проблемам воспитания. На семинаре родители по-новому переосмыслили роль семьи в воспитании ребёнка, хотя вначале были категорические мнения, что за воспитание ребёнка должны отвечать учителя и государство, так как им некогда этим заниматься ( они целый день на работе). Рассмотрели все факторы риска, влияющие на формирование личности ребёнка и вывели факторы защиты в семье, оберегающие ребёнка от девиантного поведения. Каждый родитель получил методическое пособие «Проблемы семейного воспитания», подготовленное психологами. Во второй половине дня было проведено спортивное соревнование "Папа-мама-я - спортивная семья", в которой участвовали смешанные команды взрослых и детей; проведена деловая игра "Скажем наркотикам НЕТ" и правовой семинар, на котором выступила инспектор ПДН с беседой по профилактике правонарушений; проведена деловая игра "Твои права". Каждый участник получил буклет "Твои права". В деловых играх участвовали и родители и дети. Каждая команда разрабатывала свой проект и защищала его, всем было интересно. И было очень важно как для родителей, так и для подростков услышать мнение друг друга, что положительно влияет на взаимопонимание в семье, а также ведёт к взаимопониманию двух поколений. По высказываниям детей в конце проекта мы поняли, насколько важно для ребят слышать мнение взрослых не в виде нотаций и нравоучений, а когда они на равных обсуждают волнующие их проблемы.

На следующий день была проведена деловая игра "Успешный жизненный сценарий", в которой команды исследовали такие понятия как "Успех", "Успешный современный молодой человек", разрабатывали определения этих понятий и защищали их, а затем каждый родитель разрабатывал успешный жизненный сценарий своего ребёнка, а каждый подросток разрабатывал свой жизненный сценарий. Желающие озвучили свои разработки. Это была интересная творческая работа, направленная на программирование позитивного будущего, что особенно важно для такой целевой группы, как подростки девиантного поведения (воспитанники ЛТО «Чайка»). Многие ребята впервые задумались о своём будущем, хотя вначале не понимали, зачем мы это делаем. Затем проводилась подготовка в бригадах к развлекательному мероприятию «Мы вас удивим». В мероприятии участвовали 6 семейных команд (родитель и подросток). Непросто было организовать команды, многие ребята отказывались выступать вместе с родителями, стесняясь показаться на сцене с ними, но, в конце концов, всё получилось. Задания были интересные, неожиданные для всех и требовали от участников артистизма, творчества и выдумки. Например, нужно было поменяться ролями и сыграть сценку, где мама (или папа) будит утром своего ребёнка, и родитель, играющий роль ребёнка просыпается только в том случае, если его будят нежно и ласково. Конечно же, в своих сценках ребята невольно воспроизводили ситуации в своих семьях. Родители имели возможность посмотреть на себя со стороны. Когда звучали слова из уст детей: «Вставай, а то сейчас ремня получишь!», «Вставай, мне некогда с тобой возиться!» и тому подобное, это вызывало смех зрителей, и в то же время заставило родителей задуматься и переосмыслить свою родительскую позицию.

В другом задании родителю и его ребёнку задавались по очереди различные вопросы о его предпочтениях в еде, вкусах и привычках, и они должны были отгадать ответы другого. Конечно же, по ответам можно было определить, в какой семье более тесное взаимодействие между родителями и детьми, и увидеть, что в некоторых семьях настолько родители и дети не знают друг друга, что кажется, они впервые здесь встретились, а не прожили вместе в одной квартире 15 лет. Исполнялись сценки из семейной жизни и так далее. И зрителям и участникам было весело, стояла дружественная атмосфера.

На заключительном мероприятии "Открытая трибуна" каждый мог высказать своё мнение о проведенных мероприятиях. Торжественно вручили каждой семье благодарственные письма, дипломы и памятные подарки для семейных развлечений (шахматы, шашки, настольные игры, фотоальбомы). Все остались очень довольны: и родители и дети и организаторы. Для организаторов проекта и педагогического коллектива главным результатом было то, что впервые на базе лагеря труда и отдыха проведены совместные мероприятия родителей с детьми, создающие теплую семейную атмосферу взаимодействия и согласия, что очень важно для воспитания каждого ребёнка. Те дети, чьи родители не были в лагере, также участвовали во всех мероприятиях и, несомненно, тоже получили хороший пример семейного взаимодействия. Конечно, невозможно решить все психологические проблемы в социально неблагополучных семьях за три дня, но тот опыт, который они получили, будет первым шагом к семейному содружеству.

Из высказываний родителей в анкетах: «Я впервые увидела сына таким настроенным на дружеский лад», «Я настолько была уверена, что мой ребёнок категорически откажется выступать вместе со мной, а получилось всё хорошо». И надо было видеть глаза ребят, когда они подходили к нам и просили оставить родителей в лагере до конца сезона, в то время, когда мы только заехали в лагерь, и дети увидели своих родителей, то кто-то бросился обниматься, а кто-то бурчал: «Зачем приехала», «Я говорил тебе, чтобы не приезжала».

Проект получился удачным, и этот опыт был повторён Центром «Эдельвейс» на четвёртом сезоне в таком же варианте, который профинансировало министерство труда и социального развития. Наиболее значимым достижением проекта является та атмосфера, которая царила в лагере на всех мероприятиях. Атмосфера единства, взаимопонимания между двумя поколениями, а так же между участниками и организаторами проекта. Удачей проекта является и его расширение. Так совпало, что на первом сезоне в лагере отдыхало совместно две целевые группы: трудные подростки и подростки с ограниченными возможностями (с заболеванием ДЦП) по проекту Байкальского Благотворительного Фонда. Среди родителей, участвующих в проекте были родители и той и другой целевой группы. Байкальский Благотворительный Фонд принял непосредственное участие в организации всех мероприятий (например, были предоставлены палатки), оказана помощь в организации выезда родителей в лагерь и другое.

Этот проект является первым удачным опытом работы с родителями на базе оздоровительного лагеря, опыт совместной работы трудных подростков и родителей (зачастую не менее «трудных», чем их дети). Самый важный урок, который мы вынесли из этого проекта - эффективное взаимодействие различных организаций: общественных и бюджетных, что является наилучшим условием для успешной реализации любого социального проекта. И я думаю, что полученный опыт стоит распространять и развивать дальше.

С октября 2003 г. Региональная молодёжная общественная организация «Акуна Матата» работает по проекту "Содействие социальной адаптации подростков, освобождающихся из воспитательной колонии". Финансирует проект Россбанк в рамках программы «Новый день». В проекте предусмотрено проведение клуба общения в ВК для подростков, готовящихся к освобождению, совместно с добровольцами организации, на заседаниях которого обсуждаются проблемы их социальной адаптации, идёт подготовка к успешной жизни после освобождения. При выходе на свободу за каждым подростком будет закрепляться общественный наставник, оказываться конкретная помощь в устройстве на работу, учёбу, при определении в спортивную секцию. Проект выполняется совместно с Комиссией по делам молодёжи и защите их прав при Правительстве Республики Бурятия и Центром социально - трудовой адаптации и профориентации «Эдельвейс». Для поддержания обратной связи с подростком и своевременного выявления его трудностей в адаптации будет работать телефон доверия. Также мы планируем индивидуальное психологическое консультирование подростков и их родителей для выявления и коррекции личностных проблем. Готовится второе издание информационного сборника для молодёжи "Путеводитель по жизни", которое бесплатно получает каждый освобождающийся подросток. Эта программа распространяется также и на подростков, освобождающихся из спецшкол, спецучилищ.

С сентября 2003г. организация работает по программе подготовки добровольцев для работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Проект финансируется Отделом культуры Посольства США. Подбор добровольцев осуществляется на конкурсной основе из числа студентов социальных факультетов. Разработана программа обучения добровольцев, готовится методическое пособие для добровольцев по методам работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. После обучения добровольцы пройдут стажировку в реабилитационных центрах города, детских клубах, в общественных организациях и затем каждый разрабатывает свою программу добровольческой деятельности на базе тех организаций, где они проходили стажировку. Всего будет обучено 50 добровольцев. Проект выполняется совместно с отделами социальной защиты населения, которые обеспечат питание детей в местах работы добровольцев с "уличными" детьми. Для повышения эффективности и заинтересованности в развитии добровольческого движения проводится конкурс среди добровольцев, работающих с этой целевой группой. Победители конкурса будут включены в сборник "Лучшие добровольцы Бурятии" с описанием их опыта работы, а лучшие из них (30 человек) продолжат обучение в недельной Летней добровольческой школе на Байкале.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч