Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Ковалев А.С. Права детей попавших в сложную жизненную ситуацию и их социальная защита. Пути решения проблемы


Права детей попавших в сложную жизненную ситуацию и их социальная защита. Пути решения проблемы.

А.С.Ковалев, Чита

исполнительный директор Читинской региональной

общественной благотворительной организации «Рука помощи».

Конституция РФ принята всенародным голосование в 1993 году.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Всем нам от рождения принадлежат определенные права, среди них и право на бесплатную медицину, и право на бесплатное образование. Вот только воспользоваться ими могут далеко не все. Например, дети. Не зная и не умея как защитить свои права (в силу психофизиологических обусловленностей развития человека), они являются, по сути, самой незащищенной категорией населения. Они не могут реализовать права на труд и соответственно получать заработную плату, не могут получить достойное образование в связи с тем, что нет денег, а значит не на что купить учебники и тетради, не говоря уже об одежде. Наше общество и Государство осознает это, что и подтверждает Конституцией

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

О том, как именно защищаются материнство и детство, можно рассказывать бесконечно долго. Вспомнить про аборты 14-ти летних девочек, про пособие на ребенка равное стоимости десяти булок хлеба, юных мамаш, которые рожают детей и в лучшем случае бросают их, в худшем – убивают. Вспоминать можно многое. Из реальных же мероприятий, которые осуществляют органы попечительства и опеки, можно припомнить лишь комиссии по делам несовершеннолетних, да судебные процессы по лишению родительских прав. Но винить социальные органы не следует. Маленькая заработная плата их работников, большой объем работы у каждого сотрудника, не располагают к активной профилактической и иной работе с семьей и детьми. Кроме того, заботиться о детях должны и родители.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Как заботятся о своих детях нерадивые родители тоже не секрет, частично это описано выше. Но наиболее известны моменты, когда родители заставляют детей зарабатывать деньги, чтобы было на что выпить и закусить, причем, если ребенок не принесет денег - его изобьют. И уж никто не подумает о том, что он не ужинал, не обедал, да и уж наверняка не завтракал. Некоторые родители выгоняют своих детей из дома, потому что они мешают им вести разгульный образ жизни, «спокойно выпивать». Но не все родители детей попавших в трудную жизненную ситуацию безнадежные дегенерирующие алкоголики. Есть среди них и те, кто в силу каких-либо причин (инвалидность, отсутствие работы обоих родителей) не может обеспечить своих детей всем необходимым. В таких семьях никому и в голову не придет, заставлять ребенка идти «зарабатывать», бить его, или лишать маленьких детских радостей. Родители стараются создать максимально хорошие условия для жизни детей, проследить за тем, чтобы они учились, были одеты и обуты. Они стараются помочь детям реализовать себя в жизни.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

Безусловно, это право гарантировано всем и все могут им воспользоваться, но это сложно сделать, когда тебе нечего одеть, положить в школьный ранец, нечего съесть. Это сложно, когда ты знаешь, что к вечеру тебе надо принести домой такую сумму денег чтобы родителям хватило на спирт, иначе изобьют. Это сложно сделать, когда ты знаешь, что дома о тебе никто не позаботиться, не накормит и не поможет сделать уроки, и ты будешь предоставлен сам себе.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Родителям неблагополучных семей нет никакого дела до того, получает ли их ребенок образование или нет. Иногда в минуты пьяной откровенности они скажут «Сынок, учись, потом будешь жить хорошо…».

Все это и многое другое заставляет детей покидать родительский дом и идти жить на улицу, где ребенка «ждут» такие же, как и он социально-незащищенные личности. В этом окружении жить легко. Дети держаться кучкой, помогают друг другу, делятся едой, сигаретами, выпивкой, клеем. Ведут самостоятельную жизнь, им хорошо жить без режима и взрослых, которые бьют и заставляют что-то делать. В последствии попадая в детский дом, и не находя теплоты, которую ребенок пусть в подсознании, но ищет, они возвращаются опять на улицу, и окунаются в свой собственный мир. Милиция не может определить их в приюты, так как там нет мест для содержания детей. В приемник-распределитель (ныне ЦВИНП – Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей), помещать нельзя, только если есть подозрение, или доказана вина в совершении правонарушения. Вот и отпускают детей опять на улицу продержав в отделении два часа, и не могут ничего сделать.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Да, каждый может защищать свои права, и делать это всеми незапрещенными способами, но только по достижении 18 лет. А до этого времени это должны делать родители, лица их заменяющие или органы опеки и попечительства. Родители не будут защитниками ребенка, так как сами нарушают Конституцию. Остаются органы социальной опеки или общественные организации, которые создаются на основе все той же Конституции с определенной целью, в нашем случае оказании помощи детям. Органы социальной опеки официальные облеченные полномочиями и властью органы. В их компетенции защита детей, отстаивание их интересов в судебных и иных инстанциях. По сути дела они так же должны заниматься и профилактической работой с семьями, заниматься профилактикой безнадзорности и реабилитацией семьи. Но существуют объективные причины – множество работы, недостаток людей, готовых посвящать этому время, недостаток кадровых работников. Кроме того, социальные работники зависимы от непосредственного начальства и не могут сделать определенных шагов требующих кардинальных решений самостоятельно, а каждый финансовый шаг предусматривает множество решений и согласований, а в последствии и отчетов.

Развитие личности и становление ребенка происходит наиболее полно и стабильно только в условиях гармонично развивающейся семьи. Это независимо ни от чего. Так развивалось наше общество, так развивалось человечество. Семья, действительно гармонично развивающаяся ячейка общества, в ней ребенок приобретает свой жизненный опыт, знания, воспитание, систему жизненных ценностей. То, что будет заложено в детстве, станет основой характера, восприятия мира и мироощущения.

Исходя из нашего пятилетнего опыта работы, когда мы каждый день принимаем участие в жизни детей и их семей, мы пришли к выводу, что для развития детей, для прекращения детской безнадзорности и социального сиротства необходима реабилитационная/профилактическая работа с семьей, проводимая совместно с социальными и муниципальными структурами. Необходим тесный контакт для обмена информацией, решения проблем. Нужно вникать в каждый конкретный случай, определять причины, которые заставили эту семью опуститься на дно или попасть в трудное положение. Необходимо создание реабилитационных семейных центров, где целые семьи могли бы проходить курс реабилитации, а возможно и лечения от алкоголизма, наркомании. Где люди, учились бы заново жить в гармонии друг с другом, с обществом. В планах нашей организации на ближайшее будущее – создание подобного центра. На его базе будут создаваться рабочие места для родителей, будет оказываться помощь в восстановлении и оформлении документов, и иная необходимая работа. На базе центра будут работать юристы (уже есть добровольцы), которые будут заниматься решением вопросов связанных с правами детей.

Необходимо реабилитировать именно семью и только тогда мы увидим результат нашей работы, только тогда мы сможем реально помочь детям и сможем комплексно решать проблемы семей, и не возникнет тогда нужды в защите детей попавших в сложную жизненную ситуацию, потому, что их просто не будет

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч