Реклама

III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.

Гергель В.В. Печатный орган Союза. Если он нужен, то о чем в нем писать?


Печатный орган Союза. Если он нужен, то о чем в нем писать?

Культура мира как духовно-нравственная платформа Союза.

Гергель В.В., г. Солнечногорск Московской области

Московская областная общественная организация «Союз миротворцев»



Признавая справедливость вывода о том, что СМИ, в свое время примкнувшие к Союзу, не справились с задачей быть «рупорами Союза», следовало бы сказать несколько слов в защиту СМИ - членов организации.

Представляется, что в эпоху рыночной экономики и дикого капитализма «свободные СМИ» по определению не могут быть свободными от денежного мешка, а уж рупорами организации, не задействованной в процессе их полноценного кормления, они не смогут стать наверняка.

Борясь все последние годы за выживание, за свой «кусочек с маслом», они в условиях так называемого рынка оказались в особо тяжелых условиях. Вынужденные просто подстраиваться под носителей денежных знаков, они быстро научились писать и вещать только о том, что интересует заказчика. Естественно, что в этих условиях на газетных полосах практически не осталось места не только для сторонних организаций, но и для собственных благородных идей, не подкрепленных какой-либо финансовой поддержкой.

Другой проблемой является вопрос, а что, собственно-то, нести в массы. Какие мысли и идеи должны проводить в жизнь союзовские СМИ, если таковые появятся? Здесь целесообразно задать вопрос, а существует ли у Союза какая-либо конкретная духовно-нравственная платформа или идеология? Идея борьбы за счастье детей близка и понятна многим, если не всем. Однако вопрос в том, как бороться, и что взять за точку отсчета, пока остается открытым. Представляется, что слишком общая формулировка благородной идеи защиты детства, типа «счастье детей в наших руках» может объединить лишь временно.

Хотелось бы обратить внимание на опыт организации, существующей несмотря на войны и катаклизмы вот уже 58 лет.

Выстраданная и рожденная народами антигитлеровской коалиции на пепелище второй мировой с целью не допустить в будущем решения международных конфликтов военным путем, ООН играет важнейшую роль в профилактике милитаризма - разработке и развитии нового мировоззрения - мировоззрения культуры мира. В 2001 году усилиями всей системы ООН был дан старт Десятилетию культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, призванному стать важной вехой на пути утверждения нового мировоззрения. Может нам взять и попробовать вписаться в это десятилетие, а заодно и начать работу по развитию в российском варианте идеи культуры мира?

Что же представляет собой культура мира? Что она означает?

Выдвигая задачу избавить грядущие поколения от бедствий войны и насилия, мировое сообщество указывает на необходимость перехода к культуре мира, включающей в себя ценности, взгляды и формы поведения, которые отражают и вдохновляют социальное взаимодействие и сотрудничество на основе принципов свободы, справедливости, демократии, соблюдения всех прав человека, терпимости и солидарности, которые отвергают насилие и направлены на предотвращение конфликтов путем устранения их коренных причин, с тем, чтобы решать проблемы с помощью диалога и переговоров, гарантирующих в дальнейшем возможность пользоваться правами и средствами, полностью обеспечивающими участие в процессе развития своего общества.

С этой точки зрения понятие культуры мира может быть положено в основу мировоззрения третьего тысячелетия и может интерпретироваться по-разному.

Культура мира - как накопленные всей человеческой цивилизацией знания о себе и окружающем мире, необходимые для продолжения существования человеческого рода.

Культура мира - как отрицание войны, насилия, поддерживаемых в общественном сознании на протяжении тысячелетий пафосом борьбы и героического противостояния.

Культура мира - как желание и умение решать любые конфликты мирными средствами.

Культура мира - как ко-эволюция человека и окружаюшей среды, гармоническая полифония голосов Социума, Природы, Культуры, Человека, Космоса.

Культура мира - как диалог конфессий, национальных, государственных и этнических интересов и ценностей, мирные переговоры и продуктивное взаимодействие различных ветвей и уровней власти.

Культура мира - как способность и умение решать все насущные проблемы сообща, на месте и "всем миром".

Раскрытие смысла и значений понятия культура мира можно продолжить, но суть остается одна - культура мира, как мировоззрение, обеспечивает каждому человеку, группе, сообществу, государству и всему человечеству в целом устойчивость и безопасное существование как в настоящем, так и в будущем.

Культура мира, как идея, не может принадлежать одному человеку, организации, социальной группе, ведомству и министерству или даже государству. Она - достояние и надежда всей человеческой цивилизации.

Ее "концепция" не может быть раз и навсегда разработана гениальным ученым или научно-исследовательским центром - она находится в непрерывном расширении и развитии. При этом культура мира направлена на достижение конкретных видимых общественно-значимых результатов.

Среди этих результатов могут вполне оказаться жизнь, здоровье и счастье детей разных национальностей, независимо от их происхождения, религиозного или общественного статуса.

Возможно, на этом идейном основании, сформулированном системой ООН, и стоило бы начать строительство духовно-нравственной платформы нашего Союза, взяв в качестве лозунга в заголовке печатного органа Союза (если такой будет решено учредить) такую фразу «Через культуру мира – к гражданскому обществу и благосостоянию».

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч