III конференция "Гражданское общество - детям России" 16-17 декабря 2003г.
Алексеева Т.Н. Региональная политика формирования правового пространства
«Региональная политика формирования правового пространства в интересах детей (на примере Волгоградской области)»
Алексеева Т.Н., Волгоград
Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области
Региональная политика любого направления зависит, в первую очередь, от руководителя региона. Можно быть правильным, законопослушным руководителем, но не иметь влияния на развитие того или иного вопроса на своей территории.
В 1998 году всего лишь 5 территорий Российской Федерации взяли на себя ответственность по становлению института уполномоченного по правам ребенка. И сегодня, когда прошло совсем мало времени с начала действия проекта, результат получен. Общество, и что немаловажно, власть, приняли необходимость деятельности детских уполномоченных; институт, можно сказать, состоялся. Еще 11 территорий подтвердили правильность выбора первых - ввели должности защитников детей. На законодательном и исполнительном уровнях, на общественных началах, но институт развивается, он востребован.
Конечно, положение детей в России сегодня просто обязывает руководителей всех субъектов РФ учредить институт уполномоченного по правам ребенка, а так как этот вопрос государственного масштаба, все острее обозначается необходимость принятия Федерального закона «Об уполномоченном по правам ребенка в РФ».
Каждый из вас постоянно сталкивается со случаями нарушения прав детей чиновниками и должностными лицами, которые своими действиями или бездействием приводят к трагическим ситуациям в судьбе ребенка. Мы наблюдаем ухудшение положения семей, воспитывающих детей. Заметно ухудшается и положение семей, воспитывающих приемных детей. Причин обозначается много – и недостаток финансирования, и снижение ответственности родителей за воспитание детей, и высокий процент заболеваемости среди детей, отсутствие гибкой системы льгот, но все же в корне всего одна причина – не работает механизм ответственности тех должностных лиц, от которых зависят детские судьбы.
Убеждена, что учреждение института уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области дало отсчет формированию в регионе детского правового пространства. Анализируя 5-ти летний период работы, можно с уверенностью подтвердить, что ниша правого воспитания и обучения детей была не заполнена, вопросы защиты прав несовершеннолетних стояли очень остро.
Сегодня население области уверенно обращается за помощью и поддержкой к уполномоченному, формируется правовая активность родителей и законных представителей детей. Детские дошкольные учреждения активно вводят правовое воспитание детей, основываясь на Конвенции о правах ребенка, общественные организации Волгоградской области объединились в Коалицию «Права-детям», активизирована работа детей и студентов-волонтеров на правовом поле.
Стали открытыми для посещения НКО такие ранее недоступные для них учреждения, как воспитательная колония, интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, детские дома и приюты.
Средства массовой информации области грамотно поддерживают работу уполномоченного, проводится ежегодный областной конкурс среди СМИ «Журналист-в защиту детства».
Говоря о защите прав детей, мы доходим до каждого ребенка. Это - и работа с благополучными во всех отношениях детьми и работа с трудными и оказавшимися в кризисной жизненной ситуации. Мы обязаны обеспечить защиту каждому ребенку и не имеем права допустить бездействия со своей стороны. Поэтому, развитие института уполномоченного в области продолжается в 2-х крупных районных городах - г. Волжском и г. Камышине, где появились уполномоченные по правам ребенка, а с нового учебного года приказом Комитета по образованию города начался эксперимент в 19 школах Волгограда по введению уполномоченных по защите прав детей в школе. В конце учебного года все уполномоченные подготовят отчет о своей работе по защите прав детей, опыт будет обобщен и проанализирован, планируется подготовить методический материал и распространить эксперимент на другие школы города и области. В перспективе мы планируем ввести детских омбудсменов в специализированных и закрытых детских учреждениях. Иначе просто не получится дойти до каждого ребенка.
Имея небольшой пока опыт правозащитной работы в регионе, уже сегодня, я хочу согласиться с теми учеными российского масштаба, которые утверждают, что детский уполномоченный должен «пропагандировать и презентировать ценности ребенка в современном обществе», он мог бы «взять на себя задачу формирования и поддержания сети социальных отношений, системы социального взаимодействия различных групп, организаций, учреждений, занимающихся детством и его защитой».
Хочу заметить, что работа уполномоченного по защите прав детей не может строиться на конфликте с властью, это должна быть гибкая работа, построенная на компромиссах, дипломатии и бережном отношении к судьбе ребенка. Конечно, это невероятно сложная работа, объединяющая в себе несколько больших направлений и тематик-знание системы социальной защиты, правоприменительной практики, основ законодательства в отношении детей, основ психологии и многого другого.
Определяя сегодня роль общественных организаций в политике приоритетного отношения к детству, следует отметить, что они должны приложить все усилия к введению в своих территориях постов Детских уполномоченных, помочь формированию в регионах и на российском уровне общественного мнения в вопросе необходимости развития данного института. Некоторые регионы уже сегодня готовы к такому шагу, обсуждены и проработаны вопросы по введению уполномоченного, изучен опыт территорий, но проходят месяцы, а решения не принимаются. Это тоже преступное бездействие, противоречащее интересам детей.
Календарь событий
Организации, работающие в интересах детей