Реклама

Конференции, семинары

Рекомендации по результатам работы «Круглого стола» «Право ребенка на семью: проблемы семейного устройства детей-сирот»


28 марта 2005 г. в Москве под эгидой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации состоялся «Круглый стол», посвященный проблемам защиты прав детей. По результатам работы «Круглого стола» Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека выработал приводимый ниже программный документ.



«Круглый стол» «Право ребенка на семью: проблемы семейного устройства детей-сирот» был организован и проведен Экспертным советом при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. В его заседании приняли участие около ста делегатов: представители Государственной Думы и Совета Федерации, Верховного Суда РФ и судов ряда регионов РФ, Генеральной прокуратуры, министерств и ведомств, Уполномоченные по правам ребенка субъектов РФ, руководители детских учреждений, представители правозащитных и общественных организаций.

С приветствиями и докладами выступили: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин, Председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в России Александр Вершбоу, Президент Национального Совета по усыновлению США Томас Атвуд, представители посольства Канады Брайен Кейси и посольства Испании Игнассио Хавьер Перес Камбра, Представитель ЮНИСЕФ в Российской Федерации и Республике Беларусь Карл де Рой, Координатор секции по защите прав ребенка ЭС при Уполномоченном по правам человека в РФ, руководитель РОО «Право ребенка» Борис Альтшулер, Начальник Управления по правам ребенка аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Наталья Яковлева, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по делам женщин, семьи и молодежи Тамара Фральцова, Судья Верховного Суда РФ Людмила Пчелинцева, Директор Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки РФ Сергей Апатенко, Директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ольга Шарапова, Уполномоченный по правам человека в Пермской области Татьяна Марголина и другие участники.



Рекомендации по результатам работы «Круглого стола»

«Право ребенка на семью: проблемы семейного устройства детей-сирот»

(Москва, Президент-отель, 28.03.2005),



Констатируя, что :

- Право ребенка на семью, необходимое для нормального развития ребенка и признанное приоритетным Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Российской Федерации нарушается в массовом порядке. Ситуация становится критической: поток социальных сирот неуклонно нарастает (сейчас выявляется 130 тыс. новых сирот ежегодно, общее число сирот России достигло 750 тыс.), детские сиротские учреждения переполнены. Все это происходит в условиях снижения детского населения России на миллион детей ежегодно.

- На фоне общего кризиса семьи до сих пор не выстроена действенная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и детской безнадзорности.

- Установленный российским законодательством порядок усыновления по принципу «ребенок для семьи» и порядок информирования о детях-сиротах, живущих в учреждениях, превратил этих детей в заложников существующего законодательства. (В результате чего внутрироссийское усыновление достигло неприемлемо низкого уровня, равного усыновлению за рубеж – 4% в год от общего числа 170 тысяч детей, разрешенных к усыновлению).

- Признание приоритетности права ребенка на семью означает признание факта необходимости совершенствования и развития механизмов как внутрироссийского, так и международного усыновления, что особенно важно для тяжело больных детей и детей-инвалидов, остро нуждающихся в экстренной медицинской помощи.



Экспертный совет предлагает



1. В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства:

- ускорить принятие законов, обеспечивающих формирование в Российской Федерации ювенальной юстиции, как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;

- принять законодательные и административные акты, регулирующие исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующих функций, возложенных на них федеральным законодательством, а также акты, регулирующие учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, детей уязвимых групп;

- внести в законодательство правовую норму «семейного патроната», возможно в виде одной из форм опеки (попечительства), необходимую для осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия, проведения социально-реабилитационных мероприятий, не сопряженных с отобранием ребенка и разрушением семьи;

- организовать выявление и раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия во всех учреждениях «территории детства» (школы, детские сады, медицинские учреждения, родильные дома и т.п.).

2. В целях развития усыновления, других форм семейного устройства детей-сирот разработать и принять Федеральную программу постепенного отказа от интернатной системы воспитания, основанную на принципе «семья для ребенка» и включающую следующие первоочередные меры:

- преодоление недопустимой закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, для чего внести в законодательство изменения, допускающие выбор детей гражданами, получившими право быть усыновителями, непосредственно в детских учреждениях, а также изменения, допускающие (при условии соблюдения конфиденциальности информации о личности ребенка) создание живой внятной информации о детях-сиротах для последующего ее широкого распространения в печатных и электронных СМИ;

- административное разделение управления процессами семейного устройства и управления системой детских сиротских учреждений, объективно заинтересованной в самосохранении;

- изменение базовой схемы бюджетного финансирования, отказ от традиционного принципа финансирования учреждений, как таковых, и переход на «подушное» распределение бюджетных средств для оказания необходимых услуг конкретному ребенку, в том числе услуг, обеспечивающих семейное устройство ребенка-сироты;

- внесение в законодательство положений, позволяющих усилить органы опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию услуг, связанных с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе услуг по поиску, подготовке и сопровождению усыновителей и других замещающих родителей для этих детей (в «Концепции реформы законодательства об опеке и попечительстве», представленной участникам предстоящих 4 апреля с.г. Слушаний в Комитете Государственной Думы по делам женщин семьи и молодежи, эта возможность усиления органов опеки и попечительства оспаривается);

- внесение в законодательство положения, устанавливающего понятия «патронатного воспитания» и «семейной воспитательной группы», возможно в виде одной из форм опеки (попечительства), что позволит организовать работу детских интернатных учреждений и приютов органов социальной защиты по принципу «семейного воспитания»; для многих тысяч старших (старше 7 лет) воспитанников детских учреждений современной России эти формы семейного воспитания являются единственной возможностью покинуть детское учреждение и вырасти в нормальной семье;

- повсеместная реализация региональных программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность и побуждающих к приему ребенка-сироты на постоянное проживание в семье;

- обязательное составление «Плана семейного устройства» для каждого ребенка – воспитанника сиротского учреждения;

- проведение кампаний «социального маркетинга», направленных на вовлечение населения в процессы семейного устройства детей-сирот, реализация программ размещения в СМИ и в интернете производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве:

- ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)», подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г.;

- отказаться от внесения в законодательство требования о заключении двусторонних международных договоров, как условия осуществления международного усыновления, поскольку такая законодательная новелла приведет к прекращению усыновления в страны с федеративным устройством (США, Канада, Германия) и тем самым станет существенно дискриминационной в отношении тысяч российских детей-сирот, в том числе детей-инвалидов и тяжело больных детей, нуждающихся в срочном лечении;

- законодательно усилить контроль за процедурами «независимого» международного усыновления и за судьбой ребенка, усыновленного в рамках этих процедур.

4. Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжело больных детей:

- законодательно установить особый режим усыновления для детей-инвалидов (т.е. возможность иностранного усыновления на равных с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в психоневрологические интернаты органов социально защиты и т.п.);

- создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в том числе путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегративного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;

- включить соответствующие меры в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка.

5. С целью совершенствования механизмов контроля за соблюдением прав детей и привлечения гражданских инициатив к помощи семье и детям:

- Ввести в федеральное законодательство положения о создании следующих организационных форм защиты прав детей: Федерального Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации; Региональных Уполномоченных по правам ребенка; системы общественного контроля за соблюдением прав детей, в первую очередь в детских учреждениях.

- Принять федеральные и региональные законодательные акты, способствующие привлечению к социально-профилактической работе общественных инициатив. Создать действенные финансовые механизмы, позволяющие поддерживать государственными средствами работу соответствующих негосударственных учреждений и организаций. Учредить федеральные стандарты и правила лицензирования деятельности общественных организаций по работе с биологическими и замещающими семьями.

Контакт: Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, 103084 г. Москва, Мясницкая ул., дом 47 тел. (095) 207-44-40, факс (095) 207-30-63

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч