Реклама

Конференции, семинары

Региональное совещание «Нет насилию в отношении детей». 5-7 июля 2005 г., г.Любляна, Словения


"1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры".



Конвенция ООН о правах ребенка, статья 19



Насилие в отношении детей можно нагляднее всего представить в виде пирамиды, которая почти целиком, за исключением вершины, погружена в глубокие пески невежества, самообмана и безразличия со стороны взрослых. Вершина представляет собой ту очень малую долю случаев насилия, которые попадают в поле зрения официальных органов.



Только недавно в результате исследований с использованием конфиденциальных опросов детей и родителей, проведенных в некоторых странах данного региона, начали получать огласку шокирующие масштабы невидимой части этой пирамиды, все виды и степень насилия в отношении детей. Тем не менее, даже в этих подробных исследованиях масштабы насилия недооцениваются.



Дети, как и взрослые, имеют основополагающие права на уважение их физической неприкосновенности и человеческого достоинства, а также на равную защиту со стороны закона, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах.

Все государства региона приняли на себя юридические обязательства в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (КПР). КПР требует от государств защищать ребенка от "всех форм физического или психологического насилия" со стороны родителей и других лиц (статья 19).



На 46 государств-участников, входящих в Совет Европы (все они ратифицировали Европейскую конвенцию по правам человека), а также на государства-участники, которые ратифицировали Европейскую социальную хартию и Пересмотренную социальную хартию, данные документы налагают дополнительные обязательства. Их исполнение обеспечивается посредством имеющихся у Совета механизмов по защите прав человека, которые подкрепляют обязательства государств в отношении всесторонней защиты детей, в том числе дома и в местах их проживания.

Государства обязаны обеспечить недопущение насилия в отношении детей непосредственно через свои органы и организации – поставщики услуг. В то же время государства также обязаны делать все возможное для сдерживания и предотвращения насилия и для создания необходимых условий, обеспечивающих защиту детей от насилия, где бы оно ни совершалось.

Для выполнения данных обязательств от государств требуются разработка четкого законодательства, запрещающего все формы насилия в отношении детей, включая любые телесные наказания, надлежащее и эффективное обеспечение соблюдения законов и принятие всех прочих необходимых мер – просветительных, социальных и административных – в целях предотвращения и искоренения насилия.

Повышение осведомленности и общественная просветительская деятельность относительно права детей на защиту от всех форм насилия входят в число необходимых мер по созданию для детей обстановки защищенности. Необходим также весь спектр консультационных и информационно-разъяснительных услуг для детей, включая предоставление услуг на конфиденциальной основе. Кроме того, требуются эффективные и направленные на максимальное обеспечение интересов детей механизмы отчетности, передачи дел на рассмотрение соответствующих органов и проведения расследований. Их разработка и внедрение требуют углубленной профессиональной подготовки кадров, создания кодексов этики и подробных руководящих принципов. Государства должны обеспечить жертвам насилия все, что необходимо для их выздоровления и социальной реинтеграции. Для правонарушителей должны быть предусмотрены как ответственность, так и воспитательные меры во избежание риска рецидивов. При осуществлении всех этих мер необходимо проявлять уважение к детям как к людям, имеющим право на серьезное отношение к их взглядам и мнениям по всем затрагивающим их вопросам.

Региональные консультации по Европе и Центральной Азии – одно из девяти совещаний, которые проводятся по всему миру в рамках осуществляемого Генеральным секретарем ООН Исследования по вопросам насилия в отношении детей.



Основная цель настоящего Совещания – призыв к действию. Дискуссии в рабочих группах сосредоточились на четырех средах обитания, в которых дети подвергаются различным формам насилия: дом и семья, школа, специализированные детские учреждения и места проживания. Соответственно, четыре информационных документа призваны обеспечить основу для конструктивного обсуждения в каждой рабочей группе и выработки рекомендаций, которые могли бы войти в Итоговый документ.

Государства могут воспользоваться возможностью, которую дает Исследование Генерального секретаря ООН, для выявления и обнародования масштабов насилия в отношении детей, для принятия на себя обязательств по защите своих младших граждан и для принятия конкретных мер по предотвращению и искоренению всех форм насилия в отношении детей.

На предыдущих межправительственных совещаниях все 52 государства Европы и Центральной Азии уже взяли на себя четкие обязательства в отношении детей. Ни одно государство не может проявлять самоуспокоенность, когда речь идет о масштабах насилия в отношении детей, но, несмотря на это, лишь немногие из них предприняли исследования по исходной оценке ситуации, которые позволили бы им приступить к анализу достигнутых успехов в деле искоренения насилия.

Важным фактором является наличие кадровых и финансовых ресурсов, однако даже при дефиците таких ресурсов исключительно важную роль в деле защиты детей от насилия может сыграть политическая воля.




Межправительственные обязательства по борьбе с насилием



Берлинские обязательства – первая Межправительственная конференция по проблемам детей в Европе и Центральной Азии, Берлин, май 2001 года

Правительства взяли на себя обязательство: "Принять все необходимые меры с целью положить конец всем формам насилия в отношении детей, таких как сексуальные злоупотребления, эксплуатация, телесные наказания; бороться со всеми видами насилия в школах; ограждать детей от насилия и порнографии в средствах массовой информации и в интернете; положить конец торговле детьми без криминализации тех детей, которые стали ее жертвами, и обеспечить широкую реабилитацию и социальную реинтеграцию затронутых детей; осуществлять политику и программы реабилитации, которые полностью учитывают права и особые потребности детей - жертв вооруженных конфликтов, в том числе детей-беженцев, детей, ищущих убежища, и перемещенных детей, а также детей, лишенных родительской опеки" (пункт 14).



Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей, май 2002 года

Итоговый документ специальной сессии Генеральной Ассамблеи "Мир, пригодный для жизни детей" включает обширный раздел "Защита от жестокого обращения, эксплуатации и насилия", в котором государства берут на себя обязательство "поощрять все страны к принятию и обеспечению соблюдения законов, а также совершенствованию осуществления политики и программ для защиты детей от всех форм насилия, невнимания, жестокого обращения и эксплуатации, будь то дома, в школе или в других учреждениях, на работе или в обществе". (См. пункт 44.2 и далее.)



Сараевские обязательства – вторая Межправительственная конференция
"Сделаем Европу и Центральную Азию регионом, пригодным для жизни детей", Сараево, май 2004 года

В Сараевских обязательствах государства решили, среди прочего,"…инициировать и поддерживать действия, направленные на обеспечение ответственности государства за защиту детей от всех форм насилия, включая насилие в результате конфликта, насилие дома, насилие в средствах массовой информации и других технологических средствах информации, в частности, через принятие надлежащего законодательства, образование и проведение пропагандистских кампаний, предоставление услуг по защите детей на конфиденциальной основе и укрепление механизмов мониторинга и отчетности" и "вносить активный вклад в углубленное исследование Генерального секретаря ООН по вопросам насилия в отношении детей как на национальном, так и на региональном уровнях".