Реклама

Новости

Резолюция Всероссийской Конференции МИНОБРНАУКИ «Охрана прав детей»


Резолюция

Всероссийской Конференции МИНОБРНАУКИ

«Охрана прав детей»

14-17 июня 2005г, г.Москва

14-17 июня 2005г. в Москве Минобрнауки была проведена конференция «Охрана прав детей», в которой приняли участие 150 специалистов и управленцев из 63 регионов РФ.

Конференция рассмотрела представленный Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи ГД РФ проект Концепции реформы законодательства об опеке и попечительству и в целом согласно с большинством предлагаемых мер. Однако некоторые положения предлагаемого проекта вызывают тревогу.

Концепция признает необходимость модернизации системы существующих органов опеки в связи с их неэффективностью. Однако в предлагаемом варианте Концепции, на наш взгляд, не прописаны пути подобной модернизации.

Совершенно очевидно, что решение проблемы социального сиротства и его последствий для детей и для всего общества возможно только на пути развития семейных форм устройства. Только семья может обеспечить полноценное развитие ребенка, дать ему чувство защищенности и привязанности, подготовить его к самостоятельной жизни и тем самым предотвратить воспроизводство сиротства, когда бывшие детдомовцы сами оказываются неспособны растить своих детей. Право жить и воспитываться в семье – основное право ребенка, закрепленное законом России, и общество должно обеспечить ему реализацию этого права.

Однако сегодня работники органов опеки и попечительства просто не в состоянии вести активную работу по сохранению биологической семьи для ребенка и по семейному устройству детей параллельно с решением всех остальных проблем, которые отнесены к их компетенции. В результате в приютах, детских домах и интернатах находятся сотни тысяч детей, а в семьи каждый год попадает лишь несколько тысяч. Выход из ситуации – в создании профессиональных служб, которые были бы уполномочены органами опеки и попечительства вести работу по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также профилактикой социального сиротства путем работы с семьями, находящимися в кризисной ситуации (возврат детей родителям, реабилитация и повышение воспитательской и родительской компетенции таких родителей, находящихся в кризисе).

Такая работа уже ведется в течение последних 10 лет в 28 регионах РФ, где на базе детских домов созданы службы по сохранению семьи и по устройству детей на патронатное воспитание. Аналогичная работа ведется и социозащитными учреждениями Минздравсоцразвития (помещение детей в семейно- воспитательные группы). Собран огромный опыт, подготовлены специалисты, отработаны технологии работы. Устроены в семьи или возвращены в свои собственные реабилитированные семьи многие сотни детей. При этом в результате предоставления интенсивного психолого- педагогического и социального сопровождения обеспечивается стабильность устройства, дети обретают новую привязанность и хорошо развиваются. Успешность данной работы подтверждена многочисленными мониторинговыми исследованиями, проводимыми как Минобрнауки совместно с рядом научных коллективов, так и рядом диссертационных исследований последних лет.

В связи с этим мы полагаем необходимым дополнительно отразить в Концепции следующие вопросы.

1. Для эффективной защиты прав ребенка необходимо определить единственный орган, ответственный за принятие и оценку результативности решений, направленных на защиту прав ребенка. В соответствии со Ст. 34 ГК РФ таким органом является орган опеки и попечительства. Данная ведущая позиция органа опеки и попечительства в последние годы была им утрачена. Требуется привести ряд федеральных законов в соответствие с данной статьей ГК РФ (СК РФ, ФЗ № 120 и ряд др.)

2. В соответствии с этим, требуется ввести единый контингент детей (условно называемый – «дети, нуждающиеся в защите»), с которыми работает орган опеки и попечительства, объединяющий все категории детей, нуждающихся в помощи, вне зависимости от их юридического статуса – от момента выявления семейного неблагополучия и возникновения противоречий между правами родителей и детей - до снятия ребенка с учета в связи с возвратом его родителям, усыновлением или завершением социально- реабилитационных мероприятий. Это позволит преодолеть межведомственную разобщенность и обеспечить единый процесс «ведения дела каждого ребенка», поэтапную защиту его прав.

3. Это предполагает введение планирования индивидуальной программы мер по защите прав ребенка как основной функции органов опеки. Такой план по защите прав ребенка должен стать основным документом, регламентирующим выбор и мониторинг форм защиты прав ребенка и процесс работы органа опеки и попечительства с ребенком (семьей), позволит обеспечить мониторинг вмешательства и его результатов.

4. Необходимо соединить процесс принятия решений о формах защиты прав ребенка с непосредственной профессиональной работой с ребенком и семьей, направленной на подготовку такого решения и на его исполнение по заказу органа опеки и попечительства, поскольку первое предполагает наличие административных умений и навыков, а второе – привлечения различных специалистов – юристов, психологов, социальных педагогов, врачей и других, принять которых непосредственно в штат непосредственно органа опеки не представляется возможным.

Решения о формах защиты прав ребенка должен принимать орган опеки и попечительства.

Работой по проведению обследований, реабилитации и по устройству детей, нуждающимися в защите, должны заниматься специальные профессиональные организации по заказу органа опеки и попечительства («уполномоченные организации» - название условное). В их обязанности должна входить как профилактическая и реабилитационная работа с биологической семьей ребенка, так и, в случае изъятия ребенка из семьи, поиск, подготовка для него новой семьи, подбор такой семьи, помещение в семьи и дальнейшее сопровождение этой семьи. Необходимо закрепить структуру и стандарты работы такой уполномоченной организации, а также процесс управления и контроля за ней со стороны органов опеки.

5. Мы убеждены, и это подтверждается 10- летним практическим опытом работы в 28 регионах, что интересы ребенка наиболее полно удовлетворяют те формы устройства, которые предполагают профессиональный отбор и подготовку принимающих семей, а также юридически обоснованное их сопровождение в процессе воспитания ребенка. Для этого нужно дополнить тезис Концепции о возможности наличия у подопечного нескольких опекунов позицией о разграничении законного представительства в отношении ребенка и определении прав и обязанностей как органа опеки, так и принимающей семьи (и/или кровной семьи), а также ввести в ФЗ новую форму устройства детей в семью, основанную на таком разграничении прав. В течение 10 лет фактически такими формами являлись патронатное воспитание и семейные воспитательные группы, которые в ФЗ можно объединить и условно назвать «патронатным воспитанием»). Отношения, возникающие при патронатном воспитании, должны регулироваться договором.

Заметим, что не исключено дальнейшее объединение патронтаного воспитания с формой приемной семьи, сохраняя разграничение законного представительства как основу отношений в объединенной форме устройства, что позволит уточнить права и обязанности приемных родителей и органа опеки и попечительства.

Совместное законное представительство по защите прав ребенка, т.е. наличие фактического воспитателя в качестве одного из «родителей» и уполномоченной службы – в качестве «корпоративного родителя» - - «второго родителя» - позволит наиболее эффективно использовать как ресурсы семьи, так и ресурсы, содержащиеся в такой организации, в первую очередь, задействовать специалистов для предотвращения отказов от детей и сохранения стабильности семьи. Орган опеки превращается из просто «органа по принятию решений» в орган, непосредственно участвующий в исполнении таких решений через свои уполномоченные организации, права и обязанности которых по защите прав ребенка должны устанавливаться на основе закона. Отношения, возникающие в процессе защиты прав ребенка приобретают иной, содержательный характер и должны регулироваться по- новому, с учетом интересов и прав всех задействованных сторон этих отношений.

При этом не представляет труда определить те права и обязанности по защите прав ребенка, которые безусловно не следует передавать таким семьям, а также предусмотреть действия семьи в экстренных обстоятельствах, таких как болезнь ребенка.

6. Мы уверены, что в оценке, подготовке и сопровождении нуждаются не только патронатные воспитатели, но усыновители, и опекуны, и приемные родители. Мы считаем необходимым ввести подобную норму в федеральное законодательство.

В свете вышеизложенного понятно, почему тревогу участников вызвал ряд положений обсуждаемой Концепции.

Прежде всего, в тексте Концепции не определяется контингент детей, с которыми надлежит работать органам опеки. Используется определение «дети, оставшиеся без попечения родителей», то есть дети-сироты или дети, родители которых уже лишены родительских прав. Это сохраняет межведомственную разобщенность, когда одного и того же ребенка перемещают то в приют, то в больницу, то в детский дом, без всякого общего плана, без связи этих решений между собой. Некоторые дети проходят путь в семь-восемь перемещений из учреждения в учреждение! Это травмирует ребенка, лишает его постоянства и уверенности и существенно затрудняет эффективную помощь ему.

В предлагаемом документе говорится, что Концепция «исходит из недопустимости делегирования полномочий органов опеки и попечительства иным организациям и лицам». Такая позиция противоречит практике, здравому смыслу, мировому опыту, результатам исследований. По сути, она окончательно загоняет систему опеки и попечительства в тупик, с одной стороны, декларируя правильные цели, с другой – делая абсолютно невозможным их достижение.

В тексте Концепции предлагается оставить только две формы устройства детей в семью: усыновление и опеку, основанные на передаче законного представительства семье в полном объеме, фактически уничтожив активно развивающиеся формы, предусматривающие определенное в плане по защите прав ребенка и договоре с семьей распределение прав и обязанностей по защите прав ребенка, в том числе обязанность предоставлять и получать профессиональную подготовку и сопровождение семей. Между тем, как показывает опыт, профессиональная оценка, отбор и подготовка принимающих семей необходимы. В их отсутствие не только резко снижается поток желающих взять ребенка, но и нет возможности обеспечить безопасность и благополучие ребенка, так как формальный анализ документов, предоставляемых кандидатом в усыновители или опекуны, не дает возможности сделать заключение о способности воспитывать ребенка. Также необходимо и профессиональное сопровождение, закрепленное юридически, то есть на основании договорных отношений с принимающей семьей. Воспитывать ребенка из детского дома сложно, и только профессиональное сопровождение делает размещение ребенка в семью стабильным и благополучным.

Где взять необходимых для этой работы специалистов? Мы предлагаем, и эта идея многократно проверена практикой в разных регионах РФ, поэтапно перепрофилировать существующие детские сиротские учреждения любой подчиненности: детские дома, интернаты, приюты, дома ребенка в службы по устройству детей в семьи. В этих организациях работают специалисты, знакомые с проблемами детей и после соответствующей переподготовки они смогут искать и готовить для них приемных родителей. В настоящее время разработаны и опробованы программы такой переподготовки, все действующие площадки по семейному патронатному устройству готовы делиться опытом и обеспечить его распространение.

План поэтапного перепрофилирования не требует дополнительных финансовых трат, более того, в тех регионах, где активно развивались семейные формы устройства, как показывает практика и расчеты, экономия средств государственного бюджета составила более 35% по сравнению с содержанием детей в детских домах.

Тревогу специалистов вызвали и некоторые более частные вопросы предлагаемой Концепции.

Это, в первую очередь, вопрос о «предварительной опеке», предусматривающей возможность временного назначения опекуном ребенка граждан без предоставления в полном объеме сведений о таких лицах. В целом поддерживая идею «предварительной опеки», считаем, что передача ребенка в семью, не прошедшую элементарного обследования, опасна для его жизни. На случай необходимости экстренного устройства ребенка необходимо иметь некий «резерв» из числа подготовленных и обследованных семей, готовых в любое время принять ребенка. Естественно, создание такого резерва и работа с ним возможны только при наличии профессионально работающих служб.

Тщательного обдумывание требует также предложение выселять с жилплощади родителей, лишенных родительских прав. По нашему опыту работы, дети, изъятые из семей, и так испытывают тяжелое чувство вины перед своими родителями. В случае если родители ради ребенка будут изгнаны из дома, это чувство вины может приобрести такую силу, что станет причиной тяжелейших психологических расстройств, вплоть до суицида у детей.

Принимая во внимание все вышеизложенное, предлагаем доработать и дополнительно обсудить Концепцию с учетом высказанных предложений. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что Министерство образования и науки, все практикующие специалисты чрезвычайно заинтересованы в разработке Концепции и последующем реформировании законодательства, регулирующего вопросы опеки и попечительства над детьми, и готовы к конструктивному сотрудничеству в этом направлении, возможно, в рамках рабочей группы. Надеемся, что Концепция станет эффективным инструментом в деле реформирования работы по опеке и попечительству и решения проблемы социального сиротства.

Принято участниками конференции

17 июня 2005г

г. Москва

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч