Реклама

Новости

Какова цена вопроса реформирования сиротских учреждений в России?


Какова цена вопроса реформирования сиротских учреждений в России?



Круглый стол 30 сентября, организован Агентством социальной информации в рамках проекта "Гражданские инициативы по оказанию помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" при поддержке Комиссии по демократии посольства США в РФ.

За последний год численность сирот в Беларуси уменьшилась на 2%. В Румынии закрыты около 50% сиротских учреждений, значительно сократилась численность воспитанников, отметила доктор психологических наук, эксперт Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, член Координационного совета Министерства образования и науки РФ по Федеральной целевой программе "Дети-сироты", оценщик проектов UNICEF по деинституционализации в республиках Беларусь и Казахстан Галина Семья. "Мы должны четко понимать, что речь идет о поэтапной системе вывода детей из сиротских учреждений. Это значит, что надо развивать семейные формы, необходимо плановое перепрофилирование всех детских домов", - считает она. По мнению заместителя начальника отдела социальной защиты детей и специального образования Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Аллы Дзугаевой, переломить ситуацию может создание и подготовка соответствующего закона о реформировании органов опеки и попечительства и перепрофилировании сиротских учреждений. На протяжении 10-ти лет Министерство образования и науки РФ поддерживает эксперименты по развитию альтернативных форм устройства детей. "Опыт показал, что реформирование интернатных учреждений, перепрофилирование их в службы по устройству детей в семьи - единственный путь, позволяющий уйти от 200 тыс. детских домов, существующих в России", - заявила А.Дзугаева. На стадии подготовки помещения ребенка в приемную семью основные усилия должны быть направлены не на оформление документов, а на работу с ним и будущими родителями, отметила она. Еще в 2003 году Министерство образования РФ просчитало стоимость реформы. По словам экс-начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования РФ Галины Тростанецкой, реформирование системы сиротских учреждений не требует больших затрат. Для перепрофилирования половины всех детских домов потребуется 152 млн рублей. Стоимость содержания одного детского дома обходится казне в 4,9 млн рублей. При этом в ведении Минобрнауки в 2003 году насчитывалось 2,7 тыс. сиротских учреждений. Министерство образования и науки РФ разработало проект концепции федерального закона о деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними. По мнению разработчиков, это позволит проводить централизованную политику по передаче детей-сирот в семьи. Примечательно, что в Госдуму уже внесен другой законопроект об опеке и попечительстве, разработанный Комитетом Госдумы РФ по делам женщин, семьи и детей. Последний документ подвергается критике практиков, работающих в сфере устройства детей в семьи граждан.

Алексей Головань, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве: Надеюсь, что Москва скоро станет одним из регионов, который будет развивать семейные формы устройства. Московское правительство в ближайшее время планирует рассмотреть вопрос об отказе от строительства новых детских домов и о том, чтобы делать ставку на устройство большего числа детей в семьи. Помимо этого, в Московскую городскую думу в связи с вступлением в силу ФЗ ?122 и переводом многих структур на региональный уровень внесен законопроект о гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Мы учли опыт других регионов, а также предложили свои нововведения. Одна из статей этого законопроекта посвящена праву ребенка на воспитание в семье. В ней, в частности, сказано, что один из принципов работы детского дома и органов опеки и попечительства ? это работа с кровной семьей. Критерием эффективности такой работы, если семью все-таки сохранить не удалось, станет передача ребенка не в детский дом, а в замещающую семью. Я надеюсь, что это будет способствовать более эффективной работе органов опеки и попечительства. Кроме того, всем усыновителям в Москве будет выплачиваться разовая солидная сумма. У нас есть в этом разночтения с Департаментом финансов: у них никогда нет денег. У нас есть надежда, что эта норма будет принята. Недавно в Варшаве проходила встреча уполномоченных по правам ребенка европейских государств. Я хотел бы также отметить опыт Польши, где стали активно развивать семейные формы устройства. Главное ? это организовать информационный канал, по которому можно получать необходимую информацию. К нам звонят каждый день и спрашивают, как можно усыновить ребенка: у людей нет информации. В этом направлении нужно предпринимать какие-либо действия.

Елена Брускова, почетный президент Российского комитета "Детские деревни-SOS": Мы живем с голубой мечтой: всех детей раздадим по семьям, все детские учреждения уничтожим, и все будет хорошо. Ничего такого в Европе не происходит. Однако там нет детских домов нашего типа. Мы, наверное, должны делать все возможно, чтобы детские дома казарменного типа были уничтожены. Например, детские деревни-SOS ? тоже детский дом, однако это негосударственное учреждение. Мы должны развивать это направление. Содержание ребенка в детском доме, по подсчетам администрации Президента РФ, стоит в три раза дороже, чем в семье. Быть может поэтому в большинстве европейских стран созданы именно детские дома, но такого типа, как детские деревни-SOS... Так что давайте откажемся от голубой иллюзии, что все дети-сироты попадут в семьи, ? не попадут, особенно если мы будем продолжать соблюдать закон и будем продолжать разделять родных братьев и сестер".

Людмила Петраковская, психолог детского дома ?19: Я считаю, что подавляющее число детей устроить в семьи можно. Но этим должны заниматься люди, которые знают эту работу и умеют ее делать. После каждого социального ролика к нам приходит N-количество экзальтированных дамочек и предлагает усыновить ребенка. Мы их ласково отправляем. Что получится, если у нас не будет людей, которые будут ласково отправлять? Через пять лет у нас будет гораздо больше сирот. Этим заниматься должны специалисты.

Марина Гордеева, заместитель директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ: Мы очень активно выступаем за различные формы альтернативного устройства. Но хотелось бы обратить внимание, что для России привычнее всего усыновление и опека. Нужно помогать развиваться и этим формам. А для этого нужны специалисты и службы по поддержке родителей. Разница между национальным и международным усыновлением заключается в том, что во втором случае помощь идет от фирм: они собирают и оформляют документы. Родители же в это время готовятся к новому статусу (природа ведь не зря дала девять месяцев человеку, чтобы выносить ребенка). Идет перестройка не только организма, но и понимания ситуации с точки зрения семьи. У нас эти девять месяцев будущие приемные родители тратят на бумажные дела. Когда они добегают до конца дистанции, выясняется, что, взяв ребенка домой, они не готовы к этой роли... Получается, что государственная поддержка оказывается другим , "суррогатным" формам устройства. Нужно усилить работу с будущими усыновителями. Для этого в стране есть необходимые ресурсы.

Нодар Хананашвили, руководитель юридической службы Российского благотворительного фонда НАН, руководитель пресс-службы Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: Что касается институционального решения, скорее всего, оно является функционально-процедурным. Надо менять функции существующих институтов, проводить процедуры деятельности в отношении ребенка с тем, чтобы ключевым решением стало его возвращение в биологическую семью или воспрепятствование разрушению кризисной семьи... Мы можем сколько угодно помещать детей в семьи, но если число социальных сирот год от года увеличивается, значит плохо работают с биологическими семьями. Об эффективности системы надо судить по следующим критериям: упразднение интернатов как количественный показатель ( при этом необходимо учитывать количество семей, в которых родители лишены родительских прав); смертность детей в самих семьях и снижение уровня нарушения прав внутри семьи. Количество детей, подвергающихся домашнему насилию, ? серьезный показатель, который сказывается на всей социально-криминальной картине. В связи с этим нужно применять нерепрессивное вторжение в семью, то есть инструменты ранней работы с семьей на ранних этапах, когда отношения в семье не приобрели патологический характер. Для этого должно быть социальное насыщение работы с семьей и ребенком.

АСИ

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч