Реклама

Аналитика

Интернет-дискуссия по сетям российских НКО «Что происходит со школьным биологическим образованием?»


1264 гражданина России и 279 жителей зарубежья откликнулись на инициативу РИА «21 век»: обсудить очередные реформаторские инициативы Министерства образования РФ.

Столько откликов получило агентство за пять дней: с 26 по 30 сентября.



Толчком к дискуссии послужила статья ученых-биологов Нины Черновой и Игоря Жигарева «Что происходит со школьным биологическим образованием?», разосланная по сетям российских НКО.

А дальше – как в сказке «Репка» - кумулятивный эффект. Агентство опрашивало людей в сети Internet, по телефонам и факсам, встречалась со студентами, преподавателями вузов и общеобразовательных школ. Впрочем, последние нас удивили: 69 из 80 опрошенных преподавателей общеобразовательных школ г. Волгограда жаловались на то, что им, при маленьких зарплатах, сократят часы, что придется переучиваться. И только 11 (!) из них обеспокоены уровнем знаний их подопечных. Зато мы поняли: на какой ресурс пассивности рассчитывали реформаторы.

Но это – небольшой островок относительного равнодушия в бушующем море страстей.

Против введения новых стандартов по биологии целые регионы: Псковская, Ростовская, Воронежская, Тюменская, Орловская, Новосибирская, Амурская области, Ставропольский край, республики Удмуртия, Хакасия и др.

Как сообщил нам Игорь Жигарев, в Министерстве образования РФ лежат 40 писем от организаций и коллективов, в которых высказывается резкое возражение против приема новых стандартов по биологии (это только по биологии!). Чиновники ответили только на одно – Пензенского педагогического института. Остальные письма, включая из Академии наук России, пока остались без ответов. Есть и письма в поддержку стандартов. Но они без какого-либо анализа, большинство из них написано под копирку.

А между тем, Министерское обсуждение закончилось. В ближайшие дни все документы направят Государственную Думу. Академики намерены идти к Министру образования РФ Владимиру Филиппову за разъяснениями.



Теория Маникюра

Новые стандарты школьного образования разработаны временным научным коллективом «Образовательный стандарт» под руководством академика Российской академии образования Эдуарда Днепрова. Следуя лозунгу «гуманитаризации обучения», разработчики предлагают увеличить учебное время, отводимое на гуманитарные дисциплины, за счет резкого сокращения естественнонаучных дисциплин, и в первую очередь биологии и географии. Например, биология в базовой школе (6-9 классы) сокращается на 25% (то есть в 6-7 классах будет по 1 часу, в 8-9 по 2 часа в неделю), а по содержанию на 40%. Вероятно, Министерство образования интенсивно работает над реформированием школьного образования, оправдывая траты большого кредита, полученного от МВФ.

Отсутствие опоры на фактологический материал превращает всю биологию из доказательной в декларативную, принимаемую на веру, что не имеет отношение к настоящему образованию, и приближает биологию к обучению «Закона Божьего». Интегрированный курс «Естествознание» для старших классов представляет собой конгломерат плохо связанных, разрозненных предметов, имеющих свою логику и понятия. Проекты этих курсов резко критиковались экспертными советами, а создавались они маломощными авторскими коллективами. Широкого обсуждения этих проектов научной общественностью не проводилось, они все еще числятся экспериментальными.

По новому проекту из «Биологии> исключены 49 предметных тем (исходно было 111), среди них такие как: «Клетка – структурная и функциональная единица живого», «Химический состав клетки, его постоянство», «Строение про- и эукариот», «Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки», «Законы наследственности, законы изменчивости», «Происхождение и развитие жизни на Земле», «Круговорот веществ и поток энергии», «Человеческие расы, их родство». Исключены практически все разделы экологии, систематики растений и животных, почти все, связанные с охраной природы (Красная книга, заповедники, экологическая ответственность, и т.д.), и многие другие.

В проект добавлено 38 тем, типа: «Уход за кожей, волосами и ногтями», «Оказание первой помощи при отравлении грибами»…

Цена ошибки

23 сентября в Москве под председательством академика Анатолия Григорьева состоялось заседание бюро отделения биологических наук РАН. Его участники обсудили изменения стандартов школьного биологического образования, разработанные Министерством образования РФ, и поддержали письмо, направленное министру образования, в Госдуму и Совет Федерации. В письме говорится, что проект – ошибочная государственная стратегия. Биологи страны считают, что реформа – второе покушение на биологию после Трофима Лысенко, которое будет более опасным для нее и для формирования естественнонаучного мировоззрения у будущих поколений россиян.

В октябре Министерство образования готовит проекты по реформе образования в средней школе (Федеральный базисный учебный план. Примерные планы для общеобразовательных учреждений. Федеральный компонент государственного стандарта начального, общего, и основного образования и др.) к окончательному принятию в Государственной Думе. В то же время широкого обсуждения эти проекты не имели. В начале июля 2003 года в глухие сроки отпускного сезона (письмо Министерства образования от 09. 07. 2003 № 13-51-145/13, подписано министром В. Филипповым) проекты были разосланы для обсуждения в департаменты образования (т.е. в органы, подведомственные министерству) с ограничением времени обсуждения до 10 сентября с.г. Университеты, педвузы, Академия наук и общественные организации фактически были отстранены от работы над проектом.

Вместе с тем проект нового образовательного стандарта вызвал резкую критику со стороны ученых и педагогов. Против него решительно выступили десятки вузов страны: (МГУ, Нижегородский, Пензенский, Псковский, Мичуринский, Калужский педвузы и многие другие), профессора, доценты, учителя, УМО университетов страны, участники Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей школы» (Челябинск, 15-19 сентября), 11 делегатского съезда Русского Ботанического общества (Новосибирск и Барнаул, 17-27 августа с.г.), 5 Всеросийского съезда физиологов растений (Пенза, 15-20 сентября с.г.) и многих других коллективов. Однако Министерство образования пока игнорирует их обращения.

Обеспокоенность научного и педагогического сообщества понятна: в ближайшее время проект новых стандартов школьного образования будет направлен в Государственную Думу. В случае его утверждения в России будет разрушена система школьного естественнонаучного образования, создаваемая со времен Петра, которое, несмотря на все свои недостатки, признается одним из лучших в мире.

Евгений ШВАРЦ, директор по охране природы российского представительства WWF



Фактически предлагаемая Министерством образования РФ реформа – разгром естественно-научного образования в средней школе. Причем – руками государства. Судя по всему, это делает та же банда, что уничтожила Госкомитет РФ по охране природы. По крайней мере, они стоят за спиной этого процесса. Все делается по-иезуитски тихо: ученые-практики и учителя в регионах об этом очень мало знают. Вся эта работа – воплощение старой ошибочной, даже глупой, теории: если убрать экологические барьеры - то будет рост экономики. Это бред: разовьются тупиковые отрасли экономики, работающие не на создание продукции, а на утилизацию отходов.

Сергей ТЫНЯНКИН, эксперт РИА «21 век», кандидат технических наук



Обращаться к министру образования бесполезно. Будучи человеком некомпетентным, он едва ли отдает себе отчет в последствиях. Кроме того, он выполняет заказ власти на приготовление из молодежи полных болванов, которыми управлять легче, чем образованными людьми. Предлагаемые меры в разделе школьной биологии видятся мне, как часть политики по выдаче школьникам вместо истинных знаний некоторой видимости знаний. Это приведет к дальнейшему бегству школьников от школы, пышному расцвету частной педагогики, вульгарно именуемой репетиторством, к окончательной деградации системы образования в стране, к миллионам поломанных судеб, росту преступности и прочим дикостям.

Игорь ЖИГАРЕВ, кандидат биологических наук, г. Москва



На последней международной биологической олимпиаде российские школьники завоевали 3 золотых и 1 серебряную медали из 4 возможных. Это не устраивает Министерство образования РФ? В старших (10 и 11) классах новый стандарт предполагает слияние биологии, физики и химии в комплексный курс «Естествознание», представляющий собой искусственный конгломерат предметов. В младших классах (6-7), когда закладывается основной интерес к живой природе, значительно пострадают представления о биоразнообразии. И это в эпоху, когда биологию называют наукой века и предвещают ей самые громкие открытия! Теперь, видимо, не у нас в стране…

Дмитрий ГРУШЕВСКИЙ, журналист



Давайте вспомним самый яркий пример – Древний Египет. Когда небольшая группа жрецов обладала знаниями, а остальной народ все воспринимал на веру, участвуя в таинствах и обрядах, не понимая их значения. Это известная теория управления, основанная на дозировании знаний и информации. С одной стороны – все перед законом более менее равны, с другой – большинство не может самореализоваться в силу ограниченности кругозор. Итог всем известен: знания, научные (жреческие) школы без критики извне выродились, а народ сдал своих правителей и земли более продвинутым грекам, затем – арабам, и т.д. О былом величии египтян напоминают только пирамиды.

Иван ДУДАРЕВ, основатель Волгоградского дендропарка



Я уже столько реформаторов пережил, столько бредовых идей наслушался! Не думаю, что министр образования – последний идиот. Не должен он, по идее, подписать всю эту ахинею. В новой программе заложен мощный откат назад. Там умники добавили раздел: «Оказание первой помощи при отравлении грибами». Но что сможет сделать человек, не понимающий как работает организм? Ведь из школьного курса могут исчезнуть такие темы, как «Строение клетки» или «Обмен веществ». Это базовые знания биологии, экологии, химии, физики… Без них спасение горе-грибника превратиться не в осознанное действие, а в обряд, подобный религиозному. Что, друзья, назад к первобытному строю?

Павел ХОМУТОВ, Лесничий, государственный инспектор по охране лесов, г. Волгоград



Эта реформа – очередная глупость! Мы, на базе нашего участка, создали «Школьное лесничество». Учащиеся 7-8 классов средней школы № 82 сажают деревья, ухаживают за ними, на практике изучают растительный и животный мир. Но главное – они проходят неплохо подкованными в вопросах биологии, химии и экологии. Они часто спорят, подают работникам лесничества свежие идеи, основанные на последних достижениях науки. А если реформа будет реализована? О чем мы будем говорить и спорить с детьми? О маникюре? Они, как дикое племя, будут внимать умным речам взрослых, не понимая половины из сказанного. Как-то дубово поступают реформаторы. Да простит меня дерево за сравнение!

Контакт: Дмитрий ГРУШЕВСКИЙ ria21vek@volg.ru

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч