Реклама

Аналитика

Письмо Управления специального образования Минобразования России о защите прав на образование детей-инвалидов с легкой степенью умственной отсталости в Москве


Письмо Управления специального образования Минобразования
России о защите прав на образование детей-инвалидов с легкой степенью
умственной отсталости в Москве.



МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

25 декабря 2003 г. № 26/4242-6


Департамент образования Правительства Москвы
Департамент социальной защиты населения Правительства Москвы
Департамент здравоохранения Правительства Москвы

Ассоциация Даун Синдром / МООИ "Общество "Даун синдром" и
Межрегиональная сеть ООИ "Независимая Жизнь" и представители научной
общественности обратились 2 декабря 2003 г. по "горячей линии"
Минобразования России с просьбой о защите конституционного права на
образование Кати К., сироты, инвалида с детства, страдающей умственной
отсталостью в ЛЕГКОЙ степени, которая была необоснованно переведена из
школы-интерната №67 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (ныне расформированный) в детский дом-интернат для детей с
глубокой умственной отсталостью системы социальной защиты населения
№15 и других детей с легкой степенью умственной отсталости, которые
также необоснованно были переведены из учреждений системы образования
в интернаты системы социальной защиты населения, предназначенные для
лиц с глубокой умственной отсталостью.

В Российской Федерации остро стоит вопрос о соблюдении прав на
образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, что
делает особенно актуальным сотрудничество министерств и ведомств
Российской Федерации с общественными организациями и, прежде всего, с
организациями инвалидов и организациями родителей детей-инвалидов.
Как указывалось в письме Министерства от 21.01.2003 № 01-50-25/32-05
"Министерство разделяет озабоченность Комиссии при Президенте
Российской Федерации, …представителей государственных органов и
организации родителей детей-инвалидов имеющими место нарушениями прав
детей этой категории на образование, что отражено в Концепции
реформирования системы специального образования, утвержденной решением
Коллегии Министерства от 09.02.99.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31
декабря 2002 г. ВМ-П-18217 Министерство рассмотрело обращение
Председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской
Федерации Э. А. Памфиловой и Президента организация родителей
детей-инвалидов - Ассоциации Даун Синдром С. А. Колоскова
Правительство Российской Федерации по вопросу защиты прав
детей-инвалидов на образование и с учетом обращений по данному
вопросу Заместителя председателя Комитета по образованию и науке
Государственной Думы О. Н. Смолина и Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации О. О. Миронова рекомендовало органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять
первоочередные меры (письмо от 21.01.2003 № 01-50-25/32-05):
Министерство приняло во внимание поручение Заместителя Руководителя
Администрации Президента Российской Федерации данное Заместителю
Председателя Правительства от 25.01.2003 № А4-99Пс, в котором
указывалось на особую социальную значимость данной проблемы.
В упомянутом выше письме Минобразования России № 01-50-25/32-05 от
21.01.2003 органам исполнительной власти субъектов Федерации, в
частности, рекомендуется:
"Обеспечить неукоснительное соблюдение ст. 43 Конституции РФ и п. 10
ст. 50 Закона РФ "Об образовании" психолого-медико-педагогическими
комиссиями при вынесении ими заключений в отношении детей-инвалидов,
страдающих глубокой умственной отсталостью, не допуская при этом
вынесения заключений, препятствующих осуществлению права на
образование".
Принимая меры по защите прав детей-инвалидов на образование,
Минобразования России также направило в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации инструктивное письмо от 14.07.2003
№27/2967-6 "О психолого-медико-педагогической комиссии", в котором
предложены меры по организации помощи детям с отклонениями в развитии
на основе проведения комплексного диагностического обследования и
определения специальных условий для получения ими образования и
необходимого медицинского обслуживания.

Вместе с тем, как указано в обращении общественных организаций
значительное число детей-инвалидов с отклонениями в умственном
развитии по рекомендации Городской психолого-медико-педагогической
комиссии переводятся из учреждений системы образования в детские
дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью системы
социальной защиты населения. По достижению 18 лет эти инвалиды с
детства переводятся в психоневрологические интернаты, в большинстве
случаев для пожизненного проживания.
Так, Катя К. в возрасте 13 лет была переведена из интерната системы
образования №67 в ДДИ №15 по решению Городской
психолого-медико-педагогической комиссии при Детской психиатрической
больнице № 6. В настоящее время она находится в психоневрологическом
интернате №16.
Однако по заключению Консультативно-диагностического центра ГНУ
"Института коррекционной педагогики РАО" у Кати диагностирована легкая
степень умственной отсталости - F70 (копия справки прилагается).
В результате неправомерного перевода Катя К., в нарушение своих
законодательно закрепленных прав, была лишена возможности получить
образование.
В настоящее время по обращению нашей организации и международной
организации Андикап Энтернасьональ в Департамент социальной защиты
Москвы рассматривается вопрос об изменении статуса Кати К., и ее
последующего вывода из системы департамента социальной защиты с
предоставлением ей жилья в соответствии с законодательством.
Вместе с тем, необходимо решить другие ключевые вопросы жизненного
устройства Кати К.: получение образования, включая профессиональное и
постинтернатную адаптацию.
Общественные организации сообщают данные о других детях-инвалидах, в
количестве 16 человек, в том числе сиротах, которые также
необоснованно, по мнению общественных организаций, были переведены из
интернатных учреждений системы образования в детские дома-интернаты
для детей с глубокой умственной отсталостью системы социальной защиты
населения, что привело к нарушению их конституционного права на
образование. (Список детей и фотографии некоторых из них прилагаются.)

В целях защиты прав на образование детей-инвалидов с легкой степенью
умственной отсталости, проживающих в г. Москве, Управление
специального образования Минобразования России, исходя из полномочий
Министерства (пп.1 и 20 ст.28 закона "Об образовании", пп. 4.1 (1) и
5.5 (2) Положения о Министерстве образования Российской Федерации) и
полномочий Департамента образования (пп. 1 и 17 ст. 29 закона "Об
образовании"), обращает внимание Департамента на необходимость
принятия следующих мер:
1. Не допускать перевода детей-инвалидов с легкой степенью умственной
отсталости из интернатных учреждений системы образования в детские
дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью системы
социальной защиты, для чего взять указанные вопросы на контроль
департамента образования.
2. Произвести повторное освидетельствование городской
психолого-медико-педагогической комиссией детей, содержащихся в
детских домах-интернатах для детей с глубокой умственной
отсталостью системы социальной защиты, которые были переведены в
них из интернатных учреждений системы образования.
3. Для повторного освидетельствования привлечь к работе городской
психолого-медико-педагогической комиссии ученых и независимых
экспертов из области специальной психологии и коррекционной
педагогики (В том числе: Институт коррекционной педагогики РАО,
директор Малофеев Н.Н.; Московский институт открытого образования,
кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, ректор
Семенов А.Л., зав. кафедрой Бгажнокова И.М.), работающих в области
помощи детям-инвалидам.
4. В отношении детей, которым при указанном выше
переосвидетельствовании будет подтвержден диагноз глубокая
умственная отсталость, произвести выборочное освидетельствование в
Консультативно-диагностическом центре ГНУ "Института коррекционной
педагогики РАО".
5. Обеспечить детям, с ошибочным заключением "глубокая умственная
отсталость", возможность получить образование в образовательных
учреждениях г. Москвы с получением соответствующего свидетельства
и, в том числе, включение их в программы по допрофессиональной
(профессиональной) подготовки и постинтернатной адаптации.
6. Указанные в пп. 2 - 5 мероприятия распространить на
совершеннолетних инвалидов с детства, находящихся в настоящее время
в психоневрологических интернатах, которые в детском возрасте были
переведены в учреждения системы социальной защиты из учреждений
системы образования.
7. Особое внимание в деятельности ПМПК обратить на современные
достижения и рекомендации психолого-педагогической науки, а также
тенденции развития специального образования, предусматривающие
оказание всех видов коррекционной поддержки лицам с умственной
недостаточностью.

Управление просит также решить вопрос об образовании и постинтернатной
адаптации Кати К., а также и о переосвидетельствовании детей,
приведенных в прилагаемом списке.
Управление просит Департамент образования, исходя из его
законодательно закрепленных полномочий, обеспечить контроль и
координацию мер по защите прав на образование детей-инвалидов с
умственной отсталостью.
Исходя из законодательно закрепленных полномочий Минобразования
России, просим Департамент образования информировать Управление о
принимаемых мерах и их результатах на регулярной основе.
Приложение на 4 страницах.


Начальник Управления
Специального образования
Т.В. Волосовец


Кутепова Е.Н. 9252835
----------------------------------
(1) "Основными задачами Министерства образования Российской Федерации
являются:
…осуществление государственной политики в области образования,
обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного
права граждан России на получение образования …"
(2) "обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской
Федерации в области образования…"

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч