Реклама

Аналитика

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О проблемах гражданско-правового образования в Калининградской области».


Одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Калининградской области является содействие правовому просвещению граждан. Особая роль отводится Уполномоченным гражданско-правовому образованию детей и молодежи.

Необходимость гражданско-правового образования закреплена в международно-правовых актах и в нормах российского законодательства.

В Конвенции о правах ребенка отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН (ст.29).

В соответствии со ст.14 Закона РФ «Об образовании» содержание общего среднего образования должно быть ориентировано на создание условий для самоопределения личности, ее самореализации; на развитие гражданского общества, на укрепление правового государства. Оно должно обеспечивать формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выражена необходимость формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

О необходимости предъявления новых требований к отечественной системе образования - усилении воспитательной функции образования, формировании гражданственности, уважения к правам и свободам человека, - говорится в письме Министерства образования РФ №13-51-08/13 от 15.01.2003г. «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации».

Первоочередными национальными приоритетами, по словам Президента Российской Федерации В.В.Путина, являются «развитие личности»[1], «зрелая демократия и развитое гражданское общество».[2] В этой связи приоритетным направлением образования становится гражданское образование. «Результативность реформ в этой сфере сегодня следует измерять по показателям качества образования, его доступности и его соответствия потребностям рынка труда», - заявил В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию.[3] Российская образовательная политика исходит из того, что роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. На встрече с представителями общественных организаций российского бизнеса 24 марта 2005 года Президент отметил, что «Сегодня очевидна проблема несоответствия потребностей рынка труда тому, что предоставляет образовательная система. Эти несоответствия должны быть совместно устранены» и призвал бизнес-сообщество принять активное участие в обсуждении реформы образования.[4]

Большое внимание образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности уделяет Организация Объединенных Наций, Совет Европы. В своей резолюции 59/113 Генеральная Ассамблея провозгласила Всемирную программу образования в области прав человека. Для придания нового импульса этой деятельности 2005 год был провозглашён Европейским годом гражданственности под девизом: «Жить и учиться демократии». Основная задача Года – пропаганда демократических ценностей и идей гражданского образования среди населения, создание и развитие жизнеспособных программ для школ и вузов по гражданскому образованию, направленных на воспитание демократической гражданственности, изучение прав человека.

В рамках подготовки к проведению Европейского года 11 февраля 2005 г был разработан и утвержден Национальный план действий по осуществлению Года в Российской Федерации. Главная задача плана – создание государственной программы гражданского образования населения России.

Целью настоящего доклада является привлечение внимания органов власти, педагогов, общественности Калининградской области к проблеме гражданско-правового образования в регионе, инициатива по принятию региональной программы мероприятий по совершенствованию гражданско-правового образования в Калининградской области.



2. Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия.

Необходимость получения правовых знаний и навыков их применения для реализации прав и ответственности в зависимости от возраста ребенка (см. Приложение к докладу – таблица№1)



Пояснительная записка к таблице.



Из таблицы видно, что ребенок с рождения приобретает основные, естественные права человека. По мере взросления дети получают новые возможности, которые закрепляются нормами права, в то же время у них появляются обязанности, ответственность. Для того чтобы ребенок имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основы законодательства о правах, обязанностях, ответственности, способы и механизмы защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни.

Возникает вопрос: кто может и должен дать вышеуказанные знания ребенку? Родители?! Конечно, это входит в их обязанности родителей, и они передают имеющиеся у них знания своим детям. Но, к сожалению, опыт защиты своих прав родители, как правило, нарабатывали за счет собственных ошибок, так как у большинства из них не было возможности получения правовых знаний. К тому же, родители часто не знают педагогических приемов работы с детьми, большую часть времени проводят на работе, у них слишком мало времени на общение с собственным ребенком, тем ребенком, который скоро вырастет, и должен будет принимать участие в управлении государством. Приходится констатировать, что большую часть времени ребенок находится в стенах образовательных учреждений, их наставниками являются педагоги. Если мы хотим, чтобы в нашем государстве установились свобода, демократия и правопорядок, мы должны осознать, что только школа в сотрудничестве с родителями, структурами гражданского общества и государственными органами сможет дать детям полноценное гражданско-правовое образование и воспитание.

В принятой в сентябре 2003 года Стратегии ЮНЕСКО по правам человека образование в области прав человека рассматривается «в качестве неотъемлемой части права на образование». Это означает, что право на образование будет нарушено не только, если не научить ребенка читать, писать и считать, но и в случае, если не обеспечить ему определенного объема знаний и умений в сфере прав человека. В Стратегии также подчеркивается, что «Образование в области прав человека не следует сводить лишь к теоретическим аспектам, а надлежит обеспечивать обучающимся возможности развития и практического применения навыков уважения прав человека и демократии в рамках школьной жизни».

3. О состоянии дел с гражданско-правовым образованием в регионе.



Мониторинг состояния дел с гражданско-правовым образованием в регионе, проведенный в 2003-2004 г.г. специалистами аппарата Уполномоченного, показал, что в большинстве школ города и области образование не достигает главной цели – воспитаня гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Для этого учеников необходимо наделить определенной суммой знаний и умений, сформировать систему демократических ценностей, готовность участвовать в общественно-политической жизни, что невозможно реализовать в полной мере при существующей системе образования.

Для оценки ситуации с гражданско-правовым образованием в регионе всем образовательным учреждениям Калининградской области, управлению образования администрации Калининградской области, управлению образования мэрии г. Калининграда было предложено поделиться своим опытом работы по правовому образованию и видением проблем, возникающих в процессе гражданско-правового образования. Одновременно в ходе проведения просветительских мероприятий в образовательных учреждениях региона проводились беседы со школьниками, с сотрудниками сферы образования, педагогами, которые откровенно высказывались о проблемах, связанных с преподаванием в школах обществоведческих, правовых дисциплин.

Управление образования администрации Калининградской области не предоставило Уполномоченному информацию о своем видении решения задач правового образования, переложив эту функцию на областной институт повышения квалификации и подготовки работников образования (КОИПК и ПРО). Институт, в свою очередь, ограничился перечислением рекомендованных к применению Министерством образования Российской Федерации методических и учебных пособий, которые, с их точки зрения, «позволяют решить задачи правового образования школьников на различных ступенях школы». В письме из института также сообщалось, что «в плане работы кабинета истории кафедры гуманитарно-исторического образования КОИПК и ПРО запланированы и проводятся научно-методические семинары и тематические консультации по вопросам международного гуманитарного права, правового образования учителей и школьников». При личном посещении сотрудницей аппарата Уполномоченного кабинета истории и обществознания КОИПК и ПРО ей были продемонстрированы вышеуказанные пособия, учебники, была предоставлена информация о педагогах г. Калининграда и области, имеющих положительный опыт в преподавании гражданско-правовых дисциплин. Однако полной информацией о состоянии дел с гражданско-правовым образованием в Калининградской области специалисты КОИПК и ПРО не делились, информационная база данных по данному вопросу не ведется, программа по обществознанию не разработана, в связи с чем аппарат Уполномоченного по правам человека вынужден был проводить собственное исследование.

Выяснилось, что в настоящее время в школах города не преподаются в качестве отдельных предметов «Основы права», «Права человека». В старших классах общеобразовательных учебных учреждений преподаются дисциплины «Обществознание» либо «Граждановедение», в которых небольшое количество часов отводится изучению правовых аспектов. В ряде лицеев и гимназий в качестве элективных курсов в профильных классах введены курсы «Основы правовых знаний», «Право и экономика», как правило, на платной основе, что не дает возможности всем желающим детям изучать эти предметы. Такое положение дел вступает в противоречие с принципами равенства прав и возможностей, заложенными в российских и международных документах по правам ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о необходимости «повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья…»[5].

В образовательных учреждениях региона редко применяются эффективные методические приемы преподавания правовых дисциплин. В то же время применяется большое количество самых разнообразных учебных курсов и пособий, многие из которых не дают необходимых знаний, зачастую, изобилуют нелепостями и юридическими ошибками (Приложение №1).

В большинстве правовых курсов ведется обучение "мертвому" праву, детям преподносятся лишь основы теории права, изучаются юридические термины, понятия. Круг первоочередных проблем в теории государства и права, предлагаемый различными пособиями и учебниками ученикам обычной школы, весьма далек от реальных повседневных правовых проблем учеников. Это - система права, структура отрасли права, проблемы построения правового государства, проблемы в понимании справедливости права вне связи с конкретными делами, формы государства, формы правления и государственного устройства. В то же время у любого человека всегда есть житейские проблемы, которые ему необходимо решать, начиная с детского возраста, связанные с реализацией трудовых прав, прав потребителя, школьника, ребенка в семье, соблюдения правил дорожного движения, взаимодействия с правоохранительными органами, ответственности за нарушения законодательства. Для этого его необходимо научить основам права и механизмам защиты прав, что понадобится ему и во взрослой жизни.

При проведении просветительских мероприятий выяснилось, что в ряде учебных заведений дети не знают, что наряду с взрослыми должны нести ответственность за свое неправомерное поведение, возраста привлечения к административной и уголовной ответственности, механизмов защиты своих прав, органов, созданных в этих целях, их компетенции. Некоторые дети считают, что у них нет права на отдых (по-видимому, в связи со школьными перегрузками), нет права на личную жизнь, на свободу вероисповедания, на труд (дети не знают – с какого возраста возможно трудоустройство, в том числе – в свободное от учебы время). Аналогичные результаты показал мониторинг результатов ЕГЭ по обществознанию, зафиксировавший, что «умения выпускников, необходимые для осуществления предложенных видов познавательной деятельности, сформированы в недостаточной степени. От 31 до 92% выпускников не владеют теми или иными проверяемыми умениями», «для большинства школьников демократические ценности не стали еще осознанными ориентирами»[6].

Об уровне правовой подготовки школьников и отношении к данному вопросу школьной администрации свидетельствует тот факт, что в школьных библиотеках практически отсутствует правовая литература. Не во всех школах области есть учебники по обществознанию. В редких школах можно найти необходимые для изучения обществоведческих дисциплин нормативные акты - Конвенцию о правах ребенка, Всеобщую декларацию прав человека, Конституцию Российской Федерации, кодексы и др., которые должны во время уроков лежать на каждой парте, чтобы дети имели возможность наглядно с ними ознакомиться, работать с текстами документов. В редких школах на стендах размещена информация о правах ребенка, механизмах защиты прав человека, координаты органов и должностных лиц, к которым ребенок может обратиться в случае нарушения его прав. Тем самым нарушается п. 4 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”. Слабо используются для целей правового просвещения возможности школьных печатных изданий.

Педагоги констатировали факт отсутствия комплексного гражданско-правового образования в учебных заведениях г. Калининграда и области, о том, что мероприятия правового характера проводятся от случая к случаю, не носят системного характера, не дают необходимой суммы знаний, навыков и умений, необходимых детям, редко привлекаются к таким мероприятиям родители учеников.

В то же время главы администраций муниципальных образований региона, управленцы сферы образования, директора школ города Калининграда, у которых запрашивалась информация по данной проблеме, состоянием дел с правовым образованием в учебных заведениях области вполне удовлетворены, несмотря на то что:

В одной из школ изучается Кодекс о браке и семье РФ (нормативный акт, принятый в 1969 году, в настоящее время отсутствующий в системе российского законодательства, так как с 1 марта 1996 года вступил в силу Семейный кодекс РФ). В другой школе правовым просвещением, по информации директора, занимаются по учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности (1 - 4 класс), «Основы жизнедеятельности», работает кружок «Уроки здоровья». В одном из муниципальных образований региона изучают «Женевские конвенции о защите жертв войны», «Кодекс поведения участников боевых действий», Закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Закон РФ «О безопасности», Закон РФ «Об обороне», Закон РФ «О гражданской обороне», общевоинские уставы ВС РФ, военную присягу. Информации об изучении законодательства, необходимого для жизни в мирное время, не предоставлено. В другом районе обучение школьников реализуется по программам, «утвержденным министерством просвещения РФ». «В ряде школ элементы правовой подготовки изучаются в курсе «Православная культура»[7].

Лишь в Краснознаменском районе органы управления образованием обеспокоены проблемой правового образования в сельских школах, где не везде есть преподаватели права и истории, а если есть – то не являются специалистами в данных вопросах, и обоснованно считают необходимостью внедрение отдельного правового курса для школьников, сопровождаемого методическими материалами.

Проявили заинтересованность в решении проблемы также руководители детских домов и интернатов г. Калининграда, которые немедленно откликнулись на просьбу Уполномоченного о предоставлении информации (Приложение №2).

Осознают важную роль правового образования также в администрации Озерского района, Балтийского городского округа, изложившие в ответах на запрос Уполномоченного реальные проблемы, не позволяющие достигнуть желаемых результатов в данном направлении. Аналогичные проблемы выявились в ходе бесед с преподавателями обществоведческих дисциплин и другими сотрудниками образовательных учреждений и управленческих образовательных структур. Выяснилось, что снижает их энтузиазм в развитии правового образования:

несоответствие образовательного стандарта, установленного Министерством образования РФ, национальным приоритетам РФ, несоответствие учебных программ образовательному стандарту Минобразования РФ;

недостаточное внимание к проблемам гражданско-правового образования на уровне управленческих структур;

отсутствие системы в преподавании правовых дисциплин;

неразработанность программно-методического обеспечения гражданско-правовых дисциплин;

недостаток квалифицированных кадров, несформированность гражданско-правовой культуры педагогов;

отсутствие системы непрерывного образования по правовым вопросам;

отсутствие у педагогов и учеников необходимой учебной и правовой литературы;

недостаточное количество часов на изучение курса;

отсутствие системы переподготовки управленческих кадров и соответствующих обучающих программ;

слабая материально-техническая база;

неудовлетворительное материальное положение работников образования, что, в том числе, приводит к старению педагогических кадров;

правовой нигилизм;

недостаточное правовое образование родителей;

расхождение между теорией и правоприменительной практикой;

Все вышеперечисленные проблемы приводят к невозможности реального получения образовательных услуг, декларируемых в образовательной программе.

Задачи, которые ставятся перед образовательными учреждениями, не вполне соответствуют образовательному стандарту, установленному Министерством образования Российской Федерации, в свою очередь, стандарт образования практически невыполним в связи с несбалансированностью учебных программ. В требованиях, предъявляемых к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки[8], примерно 90% материала посвящено политологии, социологии, философии, экономике, и всего лишь около 10% объема тем занимают правовые вопросы, причем речь в них идет лишь об овладении сложной правовой терминологией. Стандартом образования не заложено обучение школьников навыкам работы с нормативными актами, рассмотрения правовых ситуаций, составления юридических документов, устных и письменных договоров, общения с должностными лицами, участия в самоуправлении, прочим навыкам применения правовых знаний в реальной жизни. Задания для оценки знаний учащихся, в том числе – предлагаемые на ЕГЭ, предлагаются, соответственно, - на знание терминологии, отраслей права. Дети должны ориентироваться не только в отраслях права, уметь отличать нормы частного права от норм публичного права, но и различать институты права от отраслей. Ни одного вопроса не дается на знание прав ребенка, прав потребителя, жилищных либо гражданских прав, ответственности несовершеннолетних[9].

Тем не менее, в соответствие с законодательством, муниципальные органы управления и образовательные учреждения непосредственно обязаны реализовывать требования в области образования, зафиксированные в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней. Регионам делегирована определенная самостоятельность в создании собственной нормативной базы развития образования. К примеру, школа получила исключительную самостоятельность в разработке школьного компонента учебного плана, а это от ¼ от общего количества часов в начальной школе до ½ в старшей школе с учетом пожелания учащихся и их родителей по вопросу изучения конкретных предметов и курсов, факультативов, организации индивидуальных и групповых консультаций. В нашем регионе данные возможности в направлении развития гражданско-правового образования не используются. Не в полной мере также используются в этих целях возможности профильного образования, системы дополнительного образования. Ни в одной из школ города не созданы экспериментальные площадки по правовому образованию. Региональный образовательный компонент Калининградской области также не предлагает выделение учебных часов на изучение гражданско-правовых дисциплин.

Заявленные в нормативно-правовых документах требования к стандартам гражданско-правового образования реализуются в регионе при весьма ограниченных ресурсах, главным образом за счет собственного интеллектуального, организационного, творческого потенциала отдельно взятых педагогов-энтузиастов, представителей общественных организаций (Приложение №3). Талантливые, активные, педагоги часто не находят в органах управления образованием поддержки своим инициативам в области развития гражданско-правового образования. К примеру, педагог Прасолова Ю.А., кандидат педагогических наук, при поддержке директора МОУ школы №4, педагогического коллектива школы, родителей учащихся изыскала возможность для реализации в школе проекта последовательного, комплексного обучения детей с начальных классов правам ребенка, воспитанию в них толерантности. Для реализации проекта был подготовлен силами и средствами педагога, детей и родителей учебно-методический комплекс, в который входят рабочие тетради для учеников и пособия для учителей. Проект поддержан общественными организациями региона, Детским фондом ЮНИСЕФ, Уполномоченным по правам человека в Калининградской области, которые помогли найти спонсоров для издания методического пособия для педагогов. Однако, управление образования администрации Калининградской области, Институт повышения квалификации педагогических работников Калининградской области не предприняли мер для издания рабочих тетрадей, входящих в УМК, для популяризации и распространения методик в регионе.

По информации управления образования администрации Калининградской области с 2004 года началась работа по включению в программу повышения квалификации учителей истории и обществознания вопросов по содержанию и методике преподавания правовых курсов, в том числе по защите прав ребенка, трудовому праву. КОИПК и ПРО согласно договору «Реализация рамочной программы сотрудничества между Департаментом образования Совета Европы и Министерством образования РФ на 2004 год» организована курсовая подготовка представителей муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений и педагогических работников ряда общеобразовательных учреждений региона по проекту Совета Европы «Формирование политики гражданского образования в Калининградской области». Хочется выразить надежду, что вышеуказанный проект не будет сведен только к формальному созданию в ряде школ региона управляющих советов, а позволит педагогическим работникам региона воспользоваться полученными в ходе реализации проекта знаниями и навыками проведения работы по формированию демократической школы, повысит уровень гражданского образования в регионе.

Целям и задачам, стоящим перед образованием, по опыту преподавания гражданско-правовых дисциплин педагогами Калининградской области и других регионов Российской Федерации, соответствуют учебно-методические пособия, которые могут быть рекомендованы к применению в образовательных учреждениях региона (Приложение №4).

В заключение хотелось бы выразить надежду на осознание работниками сферы управления образованием, педагогами, должностными лицами исполнительной и законодательной власти Калининградской области необходимости совершенствования гражданско-правового образования в регионе. В этой связи аппаратом Уполномоченного разработаны рекомендации педагогам, работникам сферы образования.

Работникам сферы управления образованием:

Содействовать пониманию педагогами сущности гражданско-правового образования.

Содействовать разработке стандартов гражданско-правового образования нового поколения.

Оказывать помощь педагогическим коллективам в реализации целей и задач гражданско-правового образования.

Организовать курсы повышения квалификации для педагогов по изучению законодательства и методик преподавания правовых дисциплин.

Организовать рассылки информации по обновлению законодательной базы.

Создать благоприятные условия для формирования демократического уклада в учебных заведениях.

Обеспечить учебные заведения учебными пособиями, правовой литературой, необходимыми нормативными актами.

Взаимодействовать с органами власти в направлении гражданско-правового воспитания и образования школьников и молодежи.

Активнее взаимодействовать с общественными организациями, педагогами, имеющими опыт проведения мероприятий по правовому просвещению, владеющими передовыми методиками преподавания правовых дисциплин, имеющие сертификаты повышения квалификации по данным направлениям, в том числе из других регионов Российской Федерации, с зарубежными партнерами.

Пропагандировать в образовательных учреждениях региона передовой опыт педагогов области.

Поощрять педагогов и общественные организации, активно пропагандирующие права человека.

Содействовать созданию и распространению информационных, справочных, методических материалов в целях формирования гражданственности.

Организовывать конкурсы, олимпиады, викторины по правам человека, правам ребенка.

Поощрять создание в учреждениях образования советов (комиссий) по защите прав человека.

Выработать Областную Программу гражданско-правового образования, основанную на комплексно-системном подходе, особое внимание в которой уделить гражданско-правовому образованию воспитанников детских домов, интернатов.

Ввести в региональный образовательный компонент Калининградской области отдельный предмет по изучению прав человека, в том числе прав ребенка.

Включить в программы института повышения квалификации специальный курс по проблемам гражданско-правового образования и методикам преподавания права и прав человека.

Создать Центр гражданско-правового образования при Управлении образования администрации Калининградской области.

Педагогам:

Осознать себя участником гражданско-правового образования.

Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти место в системе гражданского образования.

Выработать адекватную программу своих действий.

Пройти курсы повышения квалификации.

Переработать или внести изменения в учебные программы с целью эффективной реализации идей гражданского образования.

Участвовать в формировании и совершенствовании демократического уклада учебного заведения.

Содействовать созданию в учреждениях образования советов (комиссий) по защите прав человека.



Модернизация гражданско-правового образования в регионе позволит повысить уровень готовности выпускников школ к жизненному самоопределению, профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, их профессиональной ориентации, совершенствованию российского общества, решению задач перехода к демократическому и правовому государству.



Приложение №1

Из школьных учебников, пособий…



В пособии "Права ребенка",[10] рекомендованном к применению в младших классах КОИПК и ПРО, автор предлагает ученику начальной школы ответить на следующий вопрос: «Делаете ли вы хоть что-нибудь, чтобы у ваших родителей не возникало желания обменять вас на ребенка получше?» Подобный вопрос может травмировать ребенка. Кроме того, такая ситуация входит в противоречие с принципами защиты прав ребенка, предусмотренными международным и федеральным законодательством.

В разделе о необходимости социальной защиты многодетных семей предлагается такой вопрос: «Представьте себе, что Гуси-Лебеди узнали адрес тридцати трех братьев – богатырей. Как могли бы развиваться события?»[11]. На такой вопрос не смог ответить ни один взрослый. Вряд ли малолетний ребенок сможет понять – какого ответа от него ждут?!

На последней странице учебника изображены 20 знаков, отражающих основные статьи Декларации прав ребенка. Почему-то на всех знаках, символизирующих семью (в 4-х случаях), на картинках изображены мама и ребенок (дети), и лишь на одном из знаков появился папа (без мамы) с ребенком на шее. «Что бы это значило?» - спрашивают дети.

В образовательных учреждениях г. Калининграда и области применяются также учебники «Обществознание» под редакцией А.И. Кравченко, в которых также встречаются сомнительные утверждения и юридические неточности. Как и в других, применяемых нашими педагогами учебниках, речь в нем по большей части идет о политологии, философии, социологии. На изучение правовых вопросов отводится примерно 4-6 (до 10) учебных часов. В соответствие с программой преподавателю нужно ознакомить школьников со сложной юридической терминологией, с основными отраслями права, с правами ребенка, с системой прав человека, включая комплекс нормативно-правовых актов, его регламентирующих, с правами потребителя, что не представляется возможным за такой короткий промежуток времени. Самостоятельно же ученик не может справиться с таким сложным материалом, прочитав его дома.

Право на жизнь преподносится авторами с точки зрения права распоряжения собственной жизнью: «Кто-то выбирает работу с повышенной опасностью для жизни: каскадеры, космонавты, испытатели. Некоторые проводят на себе опыты: апробируют лекарства, сыворотки. Законом не карается самоубийство…»[12]. По-сути, право на жизнь рассматривается автором с точки зрения права на смерть. Такое рассмотрение наиболее важного, основного в классификации прав человека права недопустимо и опасно, учитывая склонность некоторых в данном возрасте подростков к суицидам.

В разделе о трудовых правах граждан[13] автор утверждает: «Знайте: каждый человек может начать трудовую деятельность с 15 лет». Хотя в соответствии со ст.63 ТК РФ «заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет». И лишь «в случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет». С 14 лет допускается приема на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда с определенными условиями приема на работу.

Среди оснований для увольнения автор упоминает «болезнь более 4 месяцев», хотя новый ТК РФ такого основания для увольнения не предусматривает.

Дети также вводятся в заблуждение утверждением о праве на бесплатное среднее (полное) образование[14]. Статья 43 Конституции РФ гарантирует бесплатность лишь «дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях…». Речь не идет о бесплатном полном среднем образовании.

В параграфе о социальных правах указывается, что «на всех детей должны ежемесячно выплачиваться пособия», хотя даже дети знают, что «детские» пособия выплачиваются по адресной системе, а далеко не на всех детей.

В параграфе об административной ответственности несовершеннолетних[15] автор справедливо сообщает, что за правонарушения несовершеннолетние могут быть направлены в спецшколу или спецпрофучилище. Но далее ограничивается утверждением о том, что «предусмотрены и более суровые меры воздействия». Какие именно – об этом автор умалчивает, хотя дети обязательно зададут этот вопрос учителю.

Путаница имеет место и в разделе об уголовной ответственности. Сначала утверждается, что «она наступает только с 16 лет». Затем без всяких разъяснений перечисляются преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Представляется, что такого рода ошибки, неточности, двусмысленные высказывания в учебниках для школьников недопустимы, так как рассчитаны на детей и подростков, у которых может быть сформировано недоверие к высказываниям взрослых, а также к законодательству Российской Федерации.

В ряде случаев несоответствие текста учебника действующим нормативным актам происходит в связи с частыми изменениями в законодательстве. Но маловероятно, что преподаватели обществоведческих дисциплин в состоянии самостоятельно отслеживать такого рода изменения. Для этого для них необходимо организовывать регулярные семинары по изучению нового законодательства, рассылки с информацией об обновлении, разъяснением законодательства. Преподаватели других дисциплин, а также работники управленческих образовательных структур вообще лишены возможности получать и пополнять знания по правовым вопросам, хотя для них такие знания также необходимы.

В учебниках для 8-9 класса и в учебнике для 10 класса дается теоретическое понятие гражданства, не подкрепленное нормами законодательства РФ, причем суть данного понятия сводится лишь к возможности реализации политических прав. Дается экскурс во времена античной Греции, Древнего Рима, во времена до н.э.[16], подробным образом описывается процедура принятия и лишения гражданства США, особенности правового статуса граждан Америки[17]. И всего пара абзацев в учебниках посвящены гражданству РФ[18]. Причем отмечается, что « Закон о гражданстве в России принят в 1991 году», будто до этого мы жили без Закона о гражданстве.

Довольно увлекательным по своей структуре и содержанию, дающим больший объем знаний и умений в области гражданско-правового образования в сравнении с другими применяемыми в регионе учебными пособиями, является учебное пособие под редакцией Соколова Я.В. «Граждановедение»[19]. (курс рассчитан на учеников 5-10 классов общеобразовательных школ). Пособие включает в себя как учебные тексты, так и методические материалы для учителя: вопросы, задания, элементы хрестоматии, тесты, словарь и другие дидактические материалы. Но и в нем допускаются некорректные, особенно с точки зрения гендерного аспекта, высказывания, предлагаются сомнительные с педагогической, логической и психологической точки зрения задания.

К примеру, в учебном пособии для 9 класса в теме по семейному праву имеется фраза: «Например, мужчина-отец и женщина-мать решили разорвать отношения. Но ведь отец ребенка должен помогать бывшей семье материально…», «… если папа окажется мерзавцем и наймет хорошего адвоката, то придется маме искать вторую работу…»[20]. Таким образом, навязывается стереотип поведения, когда при распаде семьи ребенок неизбежно должен остаться с матерью, а отец – платить алименты. Можно расценивать такое умозаключение как дискриминацию мужчин. В тесте «Раздел имущества»[21] ученикам предлагается по собственному убеждению поделить совместное имущество разводящихся супругов. В зависимости от результатов дележа на них автором учебника навешиваются ярлыки: если «муж» поделил все приблизительно поровну: «…Вы расписались в том, что к жене относились потребительски. Скорее всего, Вы проявили благородство и, разменяв квартиру, оставили себе 1-комнатную. Ей же досталась 2-комнатная. Зато судьба «Мерседеса» и гаража решена однозначно – кто мужчина!? И даже если дачу Вы оставили за ней, извините – Вы не мужчина». Если аналогично поступила «жена»: «… считайте, что 10 лет назад Ваш муж …основательно ошибся, остановив свой выбор на Вас… Детей у Вас не было. К тому же высшее образование Вы, скорее всего, получали, находясь на его иждивении. Скорее всего, Вы жили только для себя, направляя все затраты физических и умственных сил Вашего мужа на удовлетворении Ваших материальных потребностей. Да еще, видимо, успевали ему изменять: он-то на работе выкладывается, а у Вас времени – море. Скучно ведь!». Непонятно – каким знаниям и умениям в области семейного права подводятся итоги таким тестом, но, вероятно, многие выполнившие задание ученики получат по итогу долю оскорблений и обид.

В параграфе «Женщина в обществе и семье» дается стереотипное представление о феминистском движении: «Феминистки считают, что женщина абсолютно ничем не отличается от мужчины и может успешно заменить его во многих сферах социальной жизни. Прежде всего, женщина должна иметь возможность делать карьеру наравне с мужчиной. И только тогда, когда она добьется полной экономической самостоятельности, тогда пусть думает о семье или обходится без нее. В случае создания семьи именно женщина может выполнять роль основного кормильца, даже если муж преуспевает. Женщина может уйти вперед в своей карьере, а мужчина обязан взять на себя бремя домашних забот. И если сможет – пусть потом «догоняет» женщину. То есть эта группа … стремится дать женщинам большие права как компенсацию за угнетенное положение, в котором находились женщины на протяжении всей истории человечества…». Такая характеристика феминистского движения воспитывает в детях отрицательное отношение к представительницам общественных организаций, целью которых является установление гендерного паритета между мужчинами и женщинами. В то же время из наиболее активных общественных организаций региона многие являются женскими, решают важные социальные и просветительские задачи, при этом не противопоставляют себя мужчинам, а считают их равноправными партнерами, как и большинство феминисток Российской Федерации, представительниц этого движения во всем мире.

В тесте для юношей «Идеальный муж»[22] среди вопросов фигурируют: «Считаете ли Вы, что именно Вы должны быть первым сексуальным партнером Вашей будущей жены» или «Можете ли Вы сесть за стол, не вымыв руки с мылом» и др. В учебнике предлагается тест с использованием таких фраз и выражений как «крутой» мужчина», «возможно, что «балдеж» для Вас – пока основное в жизни»[23]. Используя при изучении правовых вопросов молодежный сленг, применяя развлекательные, ни к чему не обязывающие игры, автор, вероятно, пытался привлечь внимание детей к изучению права. Такого рода методы воспитывают в детях облегченное понимание сложнейших юридических проблем, не способствуют уважению к закону. В то же время, преподавание курса «Граждановедение» по данному учебному пособию преподносится педагогами как углубленное изучение дисциплины.

Хочется верить, что принятый в апреле 2005 года Приказ Министерства образования «Об экспертизе учебников»[24], которым устанавливается порядок проведения экспертизы учебников с целью оценки соответствия содержания учебников современным научным представлениям с учетом уровня образовательной программы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся, позволит повысить качество учебников.

Видимо, к работе по экспертизе учебников должны подключиться и работники сферы образования, и советы родителей и учащихся, и представители бизнес-сообщества, внимательно изучить имеющиеся учебники, изложить компетентным органам свое мнение о необходимости их совершенствования с учетом потребностей государственной политики, экономики.



Приложение№2

О правовом просвещении в детских домах, интернатах региона



Основное образование в области обществоведческих дисциплин воспитанники детских домов, интернатов получают в общеобразовательных учреждениях по обычной программе. В то же время сотрудники детских учреждений в обязательном порядке включают в свои планы мероприятия по правовому и патриотическому воспитанию детей.

В Детском Доме «Гаврош» по инициативе Западного УВД на транспорте разработана программа правового и патриотического воспитания «Свет добра и надежды», которые проводят агитационные акции в защиту здорового образа жизни с элементами правовых знаний. В школе-интернате №3 разработана программа правового образования воспитанников интерната, результаты которой ребята продемонстрировали в правовой викторине в ДЮЦе Ленинградского района, где заняли 1 место. Аналогичная программа реализуется совместно с библиотекой им. Гайдара в Детском доме «Янтарик». В детском доме №1 действует клуб «Подросток и Закон», где освещаются правовые проблемы, создан постоянно действующий стенд «Закон обо мне, Я – о законе», второй год успешно действует объединение старшеклассников «Путевка в жизнь».

В то же время, руководители детских домов, интернатов констатируют факты имеющихся нарушений прав своих воспитанников, чаще всего речь идет о жилищных правах. Анализ обращений граждан к Уполномоченному, общение с бывшими воспитанниками детских домов позволяет сделать выводы, что у детей-сирот, либо оставшихся без попечения родителей, возникает в жизни гораздо больше проблем, чем у детей, воспитывающихся в полноценных семьях. Поэтому они нуждаются в дополнительных мерах по правовому образованию и воспитанию, особенно по гражданским вопросам, трудовому праву, вопросам защиты прав потребителей, а также правовым гарантиям защиты прав данной категории. Проблема также состоит в том, что многие из них страдают правовым нигилизмом, требуют реализации своих прав, закрепленных в нормативных актах либо декларируемых в международных документах, при этом не хотят знать о своих обязанностях, ответственности за неправомерное поведение. В этой связи встает вопрос о необходимости не только правового образования, но и гражданско-правового воспитания!

Приложение №3

Об опыте гражданско-правового образования в регионе.



Определенная работа в области гражданско-правового образования в регионе проводится как педагогами, так и государственными структурами, общественными организациями. Однако отсутствие системной, комплексной работы, координации деятельности разных структур в данном направлении приводит к недостаточной эффективности просветительской работы в области прав человека

В школах гражданско-правовое образование реализуется, в первую очередь, за счет энтузиазма некоторых педагогов (Пальчик И.Г – лицей №18, Прасолова Ю.А. – МОУ СОШ №4, №47, Савинова Елена – педагог английского языка - МОУ СОШ №38, Луканова С.Н. – МОУ СОШ п.Переславское Зеленоградского р-на,) и других сотрудников образовательных учреждений (к примеру, в 1-й гимназии организатором просветительских акций зачастую является библиотекарь Цунская Т.В.).

Сотрудники областного учебно-методического центра дополнительного образования «Дом учителя» управления образования администрации Калининградской области включают в свои планы мероприятия, направленные на обучение правам человека, правам ребенка, воспитание толерантности. Работу по развитию гражданского образования, правового просвещения проводит управление образования Ленинградского района совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, юридическим факультетом КГУ.

Партнерами Уполномоченного в области правового просвещения являются также студенты юридических факультетов, в том числе члены Ассоциации студентов-юристов «Эльза», принимающих участие в просветительских акциях Уполномоченного.

Эффективно занимаются правовым просвещением в регионе, внедряют передовые методики преподавания права общественные организации. КРОО «Центр «Молодежь – за свободу слова» изданы сборники по международному, федеральному, региональному законодательству о правах молодежи, о правовом статусе несовершеннолетних, методиках преподавания гражданско-правовых дисциплин, разработанных педагогами области, которые активно применяются педагогами области в своей работе. В 2004 году Центром «Молодежь за свободу слова» совместно с Уполномоченным при поддержке Детского Фонда ЮНИСЕФ реализовал проект «Забота о завтрашних взрослых», в рамках которого были проведены семинары для педагогов Гусевского, Черняховского районов, Светлогорского округа о формах и методах преподавания прав человека.

РОО «Лига избирательниц» разработаны уроки по правам человека, правам ребенка, воспитанию гендерного равенства, организуются просветительские акции, семинары по методикам преподавания права, в том числе с участием высокопрофессиональных специалистов в этой области из разных регионов Российской Федерации. Лига является экспериментальной площадкой по реализации международного проекта «Живое право» в регионе.

РОО «Экозащита» разработан учебный курс «Экология и права человека».

Председателем КРОО «Центр защиты семьи и личности М.Ю.Матюниной разработаны методики преподавания права для школьников «Детям о праве», «Подросток о праве», «Право для молодых».

Председателем организации скаутов «Медведь» Савиновой Еленой проводятся тренинги по правам человека с использованием пособия Совета Европы «КОМПАС».

Молодежная общественная организация «Цунами» с участием Уполномоченного разработала памятки для несовершеннолетних «Что делать, если вы остановлены милицией?», организуются тренинги для старшеклассников по правозащитным технологиям.

Ассоциацией молодых инвалидов «АППАРЕЛЬ» издана серия справочно-правовых памяток для жителей Калининградской области, имеющих инвалидность, для родителей детей-инвалидов.

Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, предполагающая использование практико-ориентированных и интерактивных методов обучения, это своего рода социальный проект для учебного заведения. По такому пути пошел педагогический коллектив школы №4, - благодаря реализации проекта «Школа толерантности».

В лицее №18 предпринята попытка создания модели местного самоуправления. Преподавателем обществоведческих дисциплин Пальчиком И.Г. при сопровождении проекта психологом лицея Т.К.Снарской создан молодежный клуб «Институт права», избираются уполномоченные по правам человека, работает правовой клуб, принят Закон о защите чести и достоинства, Декларация прав учащихся.

В то же время, есть проблемы с соблюдением прав ребенка и в данном образовательном учреждении. Дети обеспокоены проблемой школьных перегрузок, порой – применением к ним методов воспитания, оскорбляющих достоинство. Школьники гимназии, как и других образовательных учреждений региона, справедливо жалуются на нарушение их права на труд и на отдых, на охрану здоровья. В соответствие со ст.91 Трудового Кодекса РФ, нормальная продолжительность рабочего времени для взрослого человека не может превышать 40 часов в неделю, а время отдыха не должно быть менее 42 часов. Для работников в возрасте до 16 лет нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на 16 часов в неделю, т.е. не должна превышать 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ). Если же провести хронометраж учебного времени школьников, добросовестно выполняющих домашние задания, посещающих кружки и участвующих в конкурсах, олимпиадах, – то мы получим бесконечные сверхурочные работы, не согласованные ни с детьми, ни с родителями, ни с медиками. Такое положение дел можно расценивать как нарушение ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей защиту права ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному… социальному развитию. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года справедливо говорится о том, что «устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам образовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века…», подрывает здоровье детей.

Приложение №4

Рекомендуемые учебно-методические пособия по обучению правам человека.



1.Учебно-методический комплекс «Живое право», разработанный С.-Петербургским институтом права им. Принца П.Г. Ольденбургского в рамках международного проекта «Живое право».

1 том состоит из занимательной энциклопедии практического права для ученика, двух учебно-методических пособий для учителя. В «Методических материалах для преподавателя» даются рекомендации по использованию «Живого права» в школах, в системе повышения квалификации работников образования, в общественных организациях, в СМИ, в органах власти; по организации семинаров, привлечению ресурсов, необходимых для реализации проекта; описываются активные и интерактивные методы, применяемые в курсе. «Книга для преподавателя» содержит описание учебных компонентов тем, рекомендуемые планы занятий и внеклассных мероприятий с подробным описанием методов преподавания.

В томе 2 «Живого права» (с методиками для преподавателя, рабочей тетрадью) в увлекательной и доступной форме рассказывается об уголовном праве и процессе, об административных правонарушениях.

В УМК «Живое право» прослеживается ориентация на определенную концепцию преподавания права, в которой важно отметить следующие моменты:

признание приоритета естественных прав человека над нормативным правом;

формирование у детей правовой компетенции (предоставление максимально полной информации, касающейся поведения в сфере повседневного права);

воспитание социально активных граждан, обладающих как мотивацией к участию в общественной жизни, так и конкретными социальными навыками.

«Живое право» – первый российский учебник права для школьников, в котором эти моменты последовательно реализуются как в теоретической части, так и в методической.

Ежегодно институтом права им.Принца П.Г.Ольденбургского организуются курсы повышения квалификации для учителей, в которых имеют возможность повышать свой профессионализм педагоги области. Сотрудники института права проводили в г.Калининграде презентационный семинар. Аппарат Уполномоченного, Лига избирательниц Калининградской области неоднократно проводили презентации УМК «Живое право», педагогами отмечался его высокопрофессиональный уровень, многие из них используют в своей работе материалы «Живого права».

2. Учебно-методический комплекс «Права человека», изданный Молодежным Центром прав человека и правовой культуры (г.Москва) – общественной организацией, специализирующейся на преподавании и пропаганде прав человека, идей толерантности и гуманизма. В состав УМК входят: программа модульного курса «Права человека (рекомендована экспертным советом Министерства образования РФ в качестве экспериментальной программы средней школы; 2 тома книги для преподавателя, 3 тома хрестоматии для учеников (т.1 получил одобрение Министерства образования РФ), словарь терминов к курсу «Права человека».

В рамках проекта Молодежного Центра Уполномоченным совместно с Лигой избирательниц Калининградской области проведен мониторинг нетерпимости и враждебности на территории региона, результаты которого были обсуждены на областных и районных конференциях, посвященных проблемам толерантности, впоследствии учтены в работе с детьми и молодежью. По итогу мониторинга по РФ Центром изданы рабочие материалы для учителя «Нетерпимость и враждебность в российском обществе», итоговый сборник «Мифология вражды»: познание и преодоление. Факультативный курс для старших классов. – М.: Права человека, 2003.

Центром проводился в г. Калининграде семинар, на котором продемонстрированы возможности интерактивных методов в изучении правовых дисциплин. Педагоги г. Калининграда и области, общественные организации региона используют методические материалы Центра в педагогической, просветительской деятельности.

3. Учебно-методический комплекс «Основы правовых знаний» (8–9 классы) (проект «Правовое образование в школе» Российского фонда правовых реформ).

Большое внимание в курсе уделяется правам человека. Авторы попытались использовать наряду с традиционными активные формы обучения. И, хотя в разделах о правах человека имеются спорные утверждения, УМК «Основы правовых знаний» является одним из наиболее приемлемых из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в школах. К сожалению, в регионе курс в основном используется в качестве факультативного, либо в коммерческих классах , учебных заведениях.

4. Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи «КОМПАС» - Совет Европы, 2002 г. – содержит 49 упражнений разного уровня сложности, которые затрагивают различные виды прав, идеи и рекомендации для тех, кто хочет активнее участвовать в утверждении прав человека, информацию о правах человека, международных стандартах и документах.



Таблица №1

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия.

Необходимость получения правовых знаний и навыков их применения для реализации прав и ответственности в зависимости от возраста ребенка.





Возраст ребенка


Права, ответственность
Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности

С рождения
Право на жизнь

(ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст.20 Конституции РФ);

Право на имя

(ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ)

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

(ст.27 Конвенции ООН о правах ребенка)
С начальной школы - необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание

С рождения
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом

Право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав

Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного законодательства

(Ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, Ст.56,57 СК РФ)
С начальной школы - необходимость знания органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства

С рождения
Право жить и воспитываться в семье

Право на имущественные права

(Ст.9,12 Конвенции ООН о правах ребенка, Ст.54,57,60 СК РФ)
С начальной школы - необходимость знаний основ семейного права, гражданского права, наследственного права

С рождения
Право на гражданство

(Ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка)


С начальной школы - необходимость знания основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан

С рождения
Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья

(Ст.24 Конвенции ООН о правах ребенка)
С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей

С рождения
Право на отдых и досуг

Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни

(Ст.31 Конвенции ООН о правах ребенка)

Право на защиту от экономической эксплуатации

(Ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка)
С начальной школы - необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья

С рождения
Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими

(Ст.33 Конвенции ООН о правах ребенка)
С начальной школы - необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства, об ответственности за изготовление, распространение наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность

С рождения
Право на защиту от сексуальной эксплуатации

(Ст.34 Конвенции ООН о правах ребенка)
С начальной школы - необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства, ответственности за противозаконные действия сексуального характера

С рождения
Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды

(Ст.35 Конвенции ООН о правах ребенка)
С начальной школы - необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка

С 6 лет
Право на образование

Обязанность получить основное общее образование

(ст.43 Конституции РФ)
С начальной школы - необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образования

С 6 лет
Право совершения мелких бытовых сделок

(ст.28 ГК РФ)
С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли-продажи, договоров на оказание услуг

С 8 лет
Право быть членом и участником детского общественного объединения

(ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)
Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач,

составления учредительных документов, уставов

С 8 лет
Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа

(Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С 10 лет
Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью

(ст.134 СК РФ)
Необходимость знаний основ семейного законодательства

С 11 лет
Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) с девиантным (общественно опасным) поведением

( Ст.50 Закона РФ «Об образовании)
Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов.

С 14 лет
Право давать согласие на изменение своего гражданства

(ст.9 Закона «О гражданстве РФ»)
Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве

С 14 лет
Право отмены усыновления (ст.142 СК РФ)

Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст.62 СК РФ)
Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства

С 14 лет
Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами

Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности

Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (Ст.26 ГК РФ)

Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст.1074 ГК РФ)
Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг; знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда.

С 14 лет
Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов

(Ст.56 СК РФ)
Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления

С 14 лет
Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда

(Ст.63 ТК РФ)

Право работать не более 24 часов в неделю

(ст.92 ТК РФ)

Право на поощрение за труд

(ст.191 ТК РФ)

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время

(ст.267 ТК РФ)

Право на объединение в профсоюзы

Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину

(ст.21 ТК РФ)

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины

(ст.192 ТК РФ)

Материальная ответственность работника

(ст.242 ТК РФ)
Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю.

С 14 лет
Обязанность иметь паспорт

(Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ)
Необходимость знаний о компетенции паспортно-визовых служб, значении паспорта в жизни гражданина, ситуаций, в которых необходимо предъявление паспорта, ответственности за утерю паспорта, умение обращаться с паспортом, навыки обращения в паспортно-визовые службы

С 14 лет
Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст.20 УК РФ
Необходимость знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечения к судебному разбирательству.

С 15 лет
Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство

(ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)
Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договоров на оказание медицинских услуг

С 15 лет
Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством

(ст.63 ТК РФ)
Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способов защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю.

С 16 лет
Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления

(ст.13 СК РФ)

Право самостоятельно осуществлять родительские права

(ст.62 СК РФ)
Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 16 лет
Право работать не более 36 часов в неделю

(ст.92 ТК РФ)


Необходимость знаний основ трудового законодательства, законодательства об охране труда, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умение заключения трудового договора, навык общения с работодателем

С 16 лет
Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы

(Ст.13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»
Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 16 лет
Административная ответственность

(ст.2 КоАП РФ)
Необходимость знаний основ законодательства об административных правонарушениях и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответственности и их правомочиях.

С 17 лет
Обязанность юношей встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство

(Ст.9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»


Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18 лет
Право на вступление в брак

(ст.13 СК РФ)
Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 18 лет
Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органов власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами государства.

С 18 лет
Право на управление легковым автомобилем

(ст.25 Правил дорожного движения РФ)
Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение

С 18 лет
Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений

(Ст.19 Закона «Об общественных объединениях)


Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умение составления уставов, учредительных документов

С 18 лет
Воинская обязанность для юношей

(ст.59 Конституции РФ

ст.22 Закона РФ О воинской обязанности и военной службе)
Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18 лет
Полная материальная ответственность работника

(ст.242 ТК РФ)
Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке возмещения вреда, навыки составления исков, объяснительных записок

С 18 лет
Полная уголовная ответственность

(ст.20,87 УК РФ)
Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних


Запрещена продажа пива несовершеннолетним.

(Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовляющихся на его основе»)




Необходимость знаний основ уголовного, административного, гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей.








-----------------------------------------------------------------

[1] Из Послания Федеральному Собранию 25 апреля 2005 года

[2] Из Послания Федеральному Собранию 26 мая 2004 года

[3] Там же

[4] http://president.kremlin.ru/

[5] http://president.kremlin.ru/

[6] Министерство образования РФ. Российская Академия образования. Институт общего среднего образования. Отчет «Результаты мониторинга образовательных достижений учащихся экспериментальных школ, проводимого в рамках эксперимента по модернизации структуры и содержания общего образования в апреле 2003г. – М. - 2003.



[7] Из ответов на запросы Уполномоченного.

[8] приложение к приказу Министерства образования России от 30.06.99 № 56

[9] «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию»/ Сост. Л.Н.Боголюбов; Под ред. А.Ф.Киселева. – М.: Дрофа,2000; «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Обществознание/Редактор-составитель Е.Л.Рутковская-М.: Интеллект-Центр,2003

[10] Шабельник Е. С. Права ребенка: Учебн. Для нач. классов. - М.: Вита-Пресс, 1998, с.45),

[11] Там же, с.31.

[12] Кравченко И. «Обществознание: Учебник для 8-9 кл., 2001г., с.255.

[13] Кравченко И. «Обществознание: Учебник для 8-9 кл., 2001г., с.268

[14] Там же, с.276

[15] Там же, с.282

[16] Кравченко И. «Обществознание: Учебник для 8-9 кл., 2001г., с.211-212

[17] Кравченко И. «Обществознание: Учебник для 10 кл., 2004 г., с.145-148

[18] Кравченко И. «Обществознание: Учебник для 8-9 кл., 2001г., с.254

[19] Соколов Я.В. «Граждановедение». – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999

[20] Соколов Я.В. «Граждановедение» Учебное пособие для 9 класса. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999, с 209.

[21] Там же, с.222

[22] Там же, с.251

[23] Там же, с.238

[24] Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2005 г. N 107 "Об экспертизе учебников" Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 апреля 2005 г. Регистрационный N 6509

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч