Реклама

Аналитика

Анна Соловьева. Граждановедение в системе образования Республики Саха (Якутия)


Уполномоченный по правам ребенка

в Республики Саха (Якутия)

Соловьева А.А.





В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 1756-Р и письме Министерства образования Российской Федерации от 15 января 2003 г. N 13-51-08/13"О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации" указывается, что изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования.

Любое общество имеет свои ценности, установки, менталитет, которые характерны только для граждан этой страны. Любое государство желает воспитать своих граждан патриотами своей Родины. Школа обязана вести целенаправленную работу по воспитанию также через гражданское образование.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Нормативные документы и информационно-методические материалы Министерства образования Российской Федерации стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. По решению Министерства образования Российской Федерации создан Центр гражданского образования при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В субъектах Российской Федерации с целью разработки региональных концепций и их реализации, координации усилий всех заинтересованных организаций и учреждений созданы региональные Центры гражданского образования.

Целью гражданского образования является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда. Но для успешного внедрения граждановедения, нужна кадровая переподготовка учителей и подготовка учащихся может быть за счет дополнительного образования, привлечение классных часов, внеурочной работы, факультативов и распределения его в часах обществознания.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.

На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Таким образом, российский учитель «Граждановедения» призван выполнить чрезвычайно высокую, с полным основанием можно сказать – историческую миссию: преобразовать Россию руками своих учеников, которых он должен вооружить необходимыми сведениями в области политологии и права, социологии, отчасти психологии и более того, выработать у них навыки использования полученных теоретических знаний, привести к пониманию ценностей народовластия.

Еще Аристотель сказал: «Граждановедение в условиях демократии есть обучение самоуправлению. Самоуправление означает деятельное участие в процессе самостоятельного руководства, а не пассивное молчаливое согласие с действиями других». Это высказывание отражает взгляд, согласно которому идеалы демократии наполняются наибольшим содержанием тогда, когда член политического сообщества активно участвует в управлении.

Граждановедение – предмет, в котором, как ни в одном другом, теоретическое изучение политических институтов и норм должно соединятся с практикой личного поведения: это участие в системе школьного и местного самоуправления, разработка, внедрение и участие в минисоциальных проектах, избирательных компаниях в школе и по месту жительства, решение в составе группы заданий, имитирующих принятие ответственных административных, политических, социальных резолюций. Иначе говоря, гражданское образование есть дисциплина, где теория идет рука об руку с практикой.

Предмет "Граждановедение" не входит в инвариантную часть действующего Базисного учебного плана (1998 года). Однако во многих регионах этот предмет изучается за счет регионального компонента.

С 2003 года в основной школе предусматривается непрерывное систематическое изучение «Обществознания» с 5 по 9 класс. А экспериментальный базисный учебный план предусматривает изучение курсов "Граждановедение" с 5 по 8 классы.

В Республике Саха (Якутия) Базисный учебный план, утвержденный Постановлением Правительства РС (Я) №372 от 30.06.05, включает изучение «Обществознания» с 6 по 9 классы (в том числе экономика и право) и предполагает всего 140 часов. По данным Министерства образования Республики Саха (Якутия) в 2004-2005 учебном году в городе Якутске «Граждановедение» преподавалось в школе № 37 по 1 часу в 8-9 классах, школе № 15 - 1 час в 8 классе и 2 часа в 9 классе. Это крайне мало и не может решить цели, которые востребованы обществом.

Поэтому для Министерства образования Республики Саха (Якутия) наступило время подготовки кадров и разработки учебных пособий по граждановедению.

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч