Реклама

Аналитика

Анна Соловьева. Гражданское воспитание


Сегодня весь мир удивлен феноменом азиатских «тигров» - стран Азии, которые недавно были экономически отсталыми. В чем секрет их успеха? Они для своего успеха используют не только супертехнологии, но и разные области образовательного пространства, в том числе и нравственное воспитание. Успешная Америка всегда считала и считает, что воспитание – это есть целенаправленное взращивание патриота-гражданина. Таким образом, гражданское воспитание в экономически успешных странах является прерогативой национальной политики.

Зачем государству гражданское образование? С его помощью воспитываются социально и экономически активные граждане. Вся либеральная экономика основана на активности населения. Социальная активность позволяет выпустить пар, выразить мирным путем свое недовольство, свое несогласие в чем-то, привлечь чье-то внимание, участвовать в выборах. Это одна из задач гражданского образования.

Что хочет общество от гражданского образования? Обществу нужна стабильность. Как оно видит ее? Оно понимает стратегию власти и выстраивает свою стратегию. Оно умеет вести диалог с властью. Гражданское воспитание этому учит. Понимать действия власти и влиять на нее. Общество заинтересовано в том, чтобы брать на себя элементы властных полномочий. К этому нужно готовить в школьные годы, а также и тому, как нужно создавать институты гражданского общества.

Что дает гражданину владение гражданскими навыками, гражданскими ценностями? Это позволяет формировать свои карьерные решения, планировать стратегию собственной жизни, использовать возможности, которые представляет государство. Очень важно уметь видеть стратегические возможности страны и свои собственные. А также прогнозировать устройство жизни страны и своей собственной. Успехи страны и успех каждого отдельного человека зависит от того, как хорошо его выучили на гражданина.



Человек должен научиться строить реальные планы и достигать их. Общество должно научить своего гражданина стать успешным. И для этого его должны обучать не только по учебникам, т.е. теоретически, но и осуществлять на практике социально значимые проекты. Всеобучем должны быть охвачены и родители учащихся. Местное сообщество с властными структурами, учителями, детьми и родителями должны научиться социальному партнерству. Все время должно происходить взаимодействие населения, власти и общества. Это нужно для социальной стабильности и повышения максимальной прибыли, чтобы все могли эффективно и весело работать. Таким образом, власть заботится о себе и о своих гражданах.

Школа должна стать центром местного сообщества. В Красноярском крае давно и успешно занимаются гражданским воспитанием и обучением. Они считают, что сегодня средняя школа более, нежели высшая, готова к переменам, к модернизации. Там собираются создать кафедру гражданского образования при педагогическом вузе, проводить выездные курсы для учителей отдаленных сельских районов.

На сегодня в Республике Саха (Якутия) граждановедение преподается в рамках предмета «Обществознание» с 6 класса по 11 класс, притом граждановедение ведется по выбору школы. В прошлом 2004/05 учебном году из более чем 20 школ г.Якутска граждановедение преподавалось только в 2-х школах. Это крайне мало и не отвечает современным требованиям гражданского общества, политике государства.

В Хабаровском крае граждановедение преподается с начального звена. На экспериментальном уровне доказано, что адаптация ребенка к жизни наиболее высокая, уровень криминализации минимальный, если ребенок обучался этому предмету с начального звена. Он выходит на подростковый возраст более подготовленным, спокойным и уравновешенным, чем те подростки, которые только начали изучать этот предмет с 5 класса.

Наступило время, когда мы не имеем права что-то планировать, не зная, зачем нужно это делать. То, что мы не умеем конструктивно мыслить, не очень четко представляем, что получится в итоге обучения, в итоге какой-то деятельности, реализации каких-то планов – это на современном этапе преступно. Сегодня наша страна находится на этапе коренных изменений и поэтому необходимо помочь детям понять эти изменения.



Готова ли наша молодежь к жизни, основанной на гражданской ответственности? Что она должна знать, чтобы достичь цели? Прежде всего, уметь моделировать жизненные ситуации. Это основное, что должны знать учителя и учить этому детей. Очень важно научить молодого человека быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, в незнакомом коллективе, понимать, в чем его ответственность на новом месте, как сочетаются его права и обязанности. К какому результату они должны прийти, работая в группе. Уметь мириться с какими-то особенностями новых коллег, предугадать проблемы, которые могут возникнуть, чувствовать себя уверенно в новой обстановке.

Все это занимает важное место в гражданском образовании. Оно формирует знания об обществе, об общественных ценностях и умения строить на их основе свою жизнь. Выпускники школы должны быть готовы к быстрой сменяемости обстоятельств. Учителям сегодня предстоит учить учащихся быстро находить нужные знания, мыслить конструктивно и конкретно.





Уполномоченный по правам ребенка

в Республике Саха (Якутия) Анна Соловьева

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч