Реклама

Новости

Изменения порядка налогообложения грантов


Изменения порядка налогообложения грантов

Комментарий Юрия Джибладзе, Президента Центра развития демократии и прав человека, со-координатора консорциума «Гражданское общество объединяется для реформы налогообложения некоммерческого сектора»

22 апреля 2005 г. на пленарном заседании Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона № 58666-4 «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах». Напоминаем, что законопроект был внесен Правительством РФ в Государственную Думу 1 июня и принят в первом чтении 5 августа прошлого года. Законопроект содержит в себе множество изменений в налоговом законодательстве РФ, в частности, в части налога на прибыль организаций, и лишь два абзаца в этом большом пакете касаются налогообложения грантов. Ожидалось принятие закона до конца прошлого года, однако в силу разных, в основном не связанных с проблемой грантов причин, дальнейшее рассмотрение было перенесено на этот год. И вот наконец второе чтение состоялось. Что же решили парламентарии? Сразу скажем, что новости хорошие, от чего, честно признаемся, некоммерческие организации отвыкли за последние годы. Во-первых, количество областей, в которых предоставляются гранты, увеличивается на три новых сферы деятельности. Это: 1) охрана здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез); 2) защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и 3) социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан. Эти три новых сферы деятельности, на которые, в случае успешного дальнейшего успешного прохождения законопроекта, будет разрешено выделять и получать не облагаемые налогом на прибыль гранты, добавляются к уже существующим в действующем законодательстве областям √ образованию, искусству, культуре, охране окружающей среды и проведению конкретных научных исследований. Это станет важнейшим исправлением допущенной ранее в 2002 году ошибки, резко и неоправданно ограничившей сферы применения грантов. Этими наиболее востребованными видами работы в области охраны здоровья, социальной помощи и прав человека занимается большинство организаций гражданского общества, и невозможность грантового финансирования этой деятельности является безусловно дискриминационной политикой по отношению к организациям, занимающимся такой деятельностью, и неразумным подходом сточки зрения общественных и государственных интересов. Замечательно, если процесс по расширению сфер применения грантов завершится успешно. В случае успешного дальнейшего прохождения этого положения будет реально достигнута первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько лет. Эта возможная победа, к которой мы стали сейчас на шаг ближе, - результат многолетней упорной борьбы многих организаций и активистов гражданского общества. Напомним, что еще в начале 2003 года по инициативе круглого стола гражданских организаций «Народная Ассамблея» вопрос о налогообложении грантов стал одним из центральных вопросов повестки дня Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В сентябре 2003 года под эгидой этой же Комиссии представители Народной Ассамблеи провели переговоры с представителями Министерства финансов, Министерства налогов и сборов и других ведомств на специальном совещании под председательством вице-премьера по социальной политике Галиной Кареловой. Согласованные в ходе того совещания предложения по расширению сфер деятельности, на которые разрешено выделять гранты, были направлены Президенту РФ. В течение почти года они проходили непростое согласование в администрации Президента и министерствах и в результате были внесены в Государственную Думу Правительством России в июне прошлого года. Однако, как многие помнят, наряду с этой важной прогрессивной поправкой Правительство внесло в июне прошлого года и другую поправку, предусматривавшую радикальное изменение к худшему правового статуса грантодателей √ как российских, так и иностранных. Во-первых, в отличие от действующего порядка, который не содержит ограничений для предоставления грантов российскими некоммерческими организациями, в случае принятие поправки они смогли бы предоставлять гранты только в том случае, если были бы включены в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ. В законопроекте отсутствовали какие-либо критерии для включения грантодателей в этот перечень, процедуры составления и обновления перечня. Учитывая непростые отношения российской власти с бизнес-сообществом, независимые от властей или «не любимые» ими по политическим и иным причинам благотворители имели бы мало шансов попасть в этот перечень, а многолетние усилия НКО и российского бизнеса, направленные на развитие российской филантропии, благотворительности и на снижение зависимости НКО от иностранных источников, были бы подорваны. Во-вторых, иностранный или международный грантодатель мог бы, согласно законопроекту, предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты в разрешенных сферах деятельности только в том случае, если каждый грантовый проект был бы оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. Иностранные и международные организации предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю страну Комиссии при Правительстве РФ затянулось бы на многие месяцы, что разрушило бы нормальное планирование деятельности НКО-получателей грантов. Более того, если Комиссия стала бы применять к регистрации грантов зарубежных доноров требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи 1999 г., как она делает по отношению к правительственным программам зарубежной технической и гуманитарной помощи, грантодатель должен был бы представить в Комиссию письмо от органов власти города, региона или страны об их согласии контролировать целевое использование средств по грантовому проекту. Эта норма расценивается экспертами как коррупциогенная и ставящая доноров и грантополучателей в политическую зависимость от воли чиновника, который не будет подписывать такую бумагу для организаций или проектов, которые ему не нравятся с политической точки зрения. К счастью, эти запретительные драконовские предложения не получили поддержку парламентариев и не прошли второе чтение 22 апреля. Требования к иностранным грантодателям остались те же, что и сейчас √ вхождение в правительственный перечень, а для российских доноров никаких списков или комиссий не требуется. То, что не прошли отрицательные изменения √ большой успех, за которым стоят десятки встреч и переговоров представителей гражданского общества с депутатами, сотрудниками министерств и администрации Президента, писем и обращений, статей в СМИ, экспертиз российских и международных экспертов и так далее. Надо особо отметить, что ряд депутатов от фракций «Единая Россия», КПРФ и независимые депутаты внесли поправки, отражающие позицию гражданского общества, и отстаивали их при рассмотрении. Несмотря на то, что в нынешней политической системе гражданское лоббирование крайне затруднено в силу зависимости парламента от исполнительной власти и закрытости органов власти для общества и его требований, на этот раз общественные интересы удалось отстоять. Добавим √ пока удалось, потому что гарантировать, что при третьем «техническом» чтении не вылезет какая-нибудь «гадость», на 100 процентов нельзя √ так уже бывало, например, в 2001 г. в ситуации с единым социальным налогом. Небольшие изменения нейтрального характера все же были приняты. В правительственный перечень иностранных грантодателей, который как был, так и остался, могут быть теперь включены не только некоммерческие, а любые организации и объединения. Гранты могут предоставляться только российскими физическими лицами, в то время как иностранные физические лица гранты теперь предоставлять не смогут. Ближайшая задача, стоящая перед гражданскими организациями √ добиться, чтобы при прохождении законопроекта в третьем чтении в Думе и при рассмотрении в Совете Федерации все прошло без сюрпризов. Однако еще более важной задачей на дальнейшее будущее являются солидарные действия по «пробиванию» системного реформирования налогового законодательства в отношении деятельности некоммерческих организаций и благотворителей, над чем активно работают НКО и эксперты, входящие в консорциум «Гражданское общество объединяется для реформы налогообложения некоммерческого сектора». Контакт: Олег Комаровский, тел.298-3092, E-mail: admin@civitas.ru

ОПРОС:
Как телевидение влияет на детей

Архив



Философская проза Ирины Лежава Причитание
Философская проза Ирины Лежава Так сказал Заратустра

 


Прыгающий мяч